Печерский райсуд начал оглашать приговор Пукачу

Автор

Печерский районный суд Киева во вторник начал оглашать приговор экс-начальнику департамента наружного наблюдения МВД Украины Алексею Пукачу.

Печерский районный суд Киева во вторник начал оглашать приговор экс-начальнику департамента наружного наблюдения МВД Украины Алексея Пукача, обвиняемому в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.

Уголовное дело по обвинению А. Пукача в убийстве журналиста слушалось в Печерском суде в закрытом режиме (часть материалов находится под грифом секретности) с апреля 2011 года. По делу были допрошены более двух десятков свидетелей.

Гособвинение, выступая в дебатах, попросило суд назначить А. Пукачу максимальное наказание - пожизненное лишение свободы. Прокуроры также предложили суду лишить подсудимого генеральского звания, считая, что именно такой приговор будет воспринят обществом.

Таким образом, прокуроры в процессе настаивали на том, что вина А. Пукача доказана и все необходимые обстоятельства исследованы, - его следует признать виновным в убийстве Г. Гонгадзе.

"Поскольку мы предложили максимальную меру наказания, мы считаем, что это дерзкое преступление, которое совершено против журналистов. На скамье подсудимых – лицо высшего эшелона МВД, которое позволило себе – лично генерал – совершить преступление против 2-х журналистов – Алексея Подольского и Георгия Гонгазде. За все время существования независимой Украины я не знаю более дерзких преступлений против свободы слова и более дерзкого подрыва авторитета государства", - заявил журналистам 27 декабря 2012 года по окончании судебных дебатов представитель гособвинения Владимир Шилов.

Между тем, вопрос мотива, по которому А. Пукач убил Г. Гонгадзе, остается открытым. В. Шилов отметил, что подсудимый рассказал, что он, совершая преступление, выполнял приказ, но "больше он не детализирует". То есть, по словам прокурора, А. Пукач не рассказывает причин, которыми он мог руководствоваться при совершении преступления, и нет четкого указания на то, что он это делал из карьерных соображений. "Пукач говорит только, что он получил приказ, но он не детализирует свой мотив – это его право", - заявил прокурор.

Потерпевшая сторона поддерживает мнение прокуратуры в плане назначения максимального наказания А. Пукачу, но обращает внимание общественности на недочеты досудебного и судебного следствия и нежелание правоохранительных органов установить и привлечь к ответственности заказчиков этого преступления.

Представитель интересов вдовы журналиста Мирославы Гонгадзе Валентина Теличенко допускает, что в приговоре экс-начальнику департамента наружного наблюдения МВД Украины могут быть существенные правовые пробелы из-за неполноты досудебного и судебного следствия.

"Если приговор будет с существенными правовыми пробелами, то будет ясно, что закрытый характер процесса был умышленным действием", - считает адвокат.

По ее словам, такие пробелы неизбежно будут, поскольку досудебное следствие не допросило ряд лиц, на которых указывал А. Пукач, а в судебном следствии также не были допрошены ключевые свидетели.

По убеждению В. Теличенко, это говорит о "нежелании расследовать дело дальше, о намерении обрезать все на Пукаче".

Представитель интересов матери погибшего журналиста Леси Гонгадзе Андрей Федур также считает, что обвинение было сформулировано некорректно.

Сам подсудимый, по словам участников процесса, не раскаивается в совершенном преступлении.

Журналист, общественный деятель Алексей Подольский – потерпевший по "делу Пукача". В июне 2000 года на него было совершено разбойное нападение и похищение. По данным следствия, А. Пукач был непосредственно причастен к совершению этого преступления.

В ноябре 2000 года возник "кассетный скандал", когда в Парламенте обнародовали аудиозаписи, которые якобы подтверждают причастность бывшего тогда президентом Леонида Кучмы к исчезновению Г. Гонгадзе. Эти записи якобы делал бывший охранник Л. Кучмы – майор Госохраны Николай Мельниченко.

В отношении Н. Мельниченко было возбуждено уголовное дело.

Главное следственное управление СБУ в конце 2012 года завершило досудебное расследование в уголовном производстве в отношении Н. Мельниченко в вопросе разглашения им государственной тайны и направило обвинительный акт Генеральной Прокуратуре Украины. Также спецслужба сообщила о том, что экс-майор и его защитник завершили ознакомление с материалами досудебного расследования, начатое 20 декабря. Однако Генпрокуратура возобновила досудебное производство на основании необходимости установления новых обстоятельств.

Генпрокуратура Украины проводила расследование обстоятельств убийства Г. Гонгадзе в разных плоскостях: следствие проводилось относительно непосредственных исполнителей – 3-х бывших милиционеров, А. Пукача как их руководителя, а уголовное производство по заказчикам убийства Г. Гонгадзе проводится и в настоящее время.

В 2008 году трое бывших милиционеров - полковники Валерий Костенко и Николай Протасов, майор Александр Попович - были признаны виновными в совершении убийства журналиста и приговорены судом к 12 (В. Костенко и А. Попович) и 13 годам (Н. Протасов) лишения свободы.

Экс-начальник департамента наружного наблюдения МВД Украины А. Пукач длительное время находился в розыске в связи с причастностью к убийству журналиста, в июле 2009 года был задержан в Житомирской области, и с того времени находится под стражей. Генпрокуратура в декабре 2010 года заявила о завершении расследования уголовного дела по обвинению А. Пукача в убийстве журналиста Г. Гонгадзе.

Следствие установило, что А. Пукач совершил убийство журналиста по указанию на то время министра внутренних дел Украины Юрия Кравченко, который был найден мертвым 4 марта 2005 года в своем доме под Киевом с двумя огнестрельными ранениями в голову. Накануне экс-министр был вызван на допрос в деле об убийстве Г. Гонгадзе. В 2005 году Генпрокуратура признала гибель Ю. Кравченко самоубийством и вынесла постановление о закрытии уголовного дела.

Генпрокуратура Украины 31 марта 2011 года утвердила обвинительное заключение в уголовном деле по обвинению А. Пукача в умышленном убийстве Г. Гонгадзе (по ч. 2 ст. 365, ч. 3 ст. 364 Уголовного кодекса Украины и ч. 3 ст. 166 и п. п. "в", "и" ст. 93 Уголовного кодекса Украины 1960 года).

21 марта 2011 года было возбуждено уголовное дело в отношении 2-го президента Украины (1994-2005) Леонида Кучмы. Он обвинялся в превышении власти и служебных полномочий, которые привели впоследствии к убийству журналиста Г. Гонгадзе (ч. 3 ст. 166 Уголовного кодекса в редакции 1960 г.).

13 декабря 2011 года Печерский районный суд Киева признал незаконным возбуждение уголовного дела в отношении Л. Кучмы и отменил соответствующее постановление Генпрокуратуры. Записи экс-сотрудника управления Госохраны майора Н. Мельниченко суд не признал доказательством по делу об убийстве Г. Гонгадзе.

Апелляционный суд Киева, а затем Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел признали законным закрытие уголовного дела в отношении Л. Кучмы.

Сам Л. Кучма категорически опровергает свою причастность к гибели журналиста.

В декабре 2012 года 1-й заместитель Генерального Прокурора Украины Ренат Кузьмин рассказал журналистам, что расследование по заказчикам убийства журналиста проводится в новых условиях, внесено в Единый реестр досудебных расследований. Такие действия связаны со вступлением в силу 21 ноября нового Уголовного процессуального кодекса.

"Дело Гонгадзе… оно вошло в Единый реестр, и было внесено следователями буквально недавно. И с этого момента мы начали расследовать в новых условиях и по новой процедуре", - сказал он, заверив: "Все, что мы делаем, направлено на сбор доказательств виновности заказчиков".

"Как это дело будет развиваться, зависит от того, как сработает следственная группа и вся прокурорская система", - подчеркнул тогда 1-й замгенпрокурора.

Журналист Г. Гонгадзе исчез в Киеве 16 сентября 2000 года. В ноябре того же года в лесу Киевской области был обнаружен обезглавленный труп, который, по выводам экспертов, мог принадлежать журналисту. В 2009 году в Киевской области найдены останки черепа, которые, по заявлению Генпрокуратуры, принадлежат Г. Гонгадзе. Однако тело до сих пор не предано земле, поскольку мама журналиста Л. Гонгадзе отказывается признавать, что найденные останки принадлежат ее сыну.