Большинство украинцев стоят за паспортами в "живых" очередях

Автор

Очень положительным является то, что в некоторых областях была начата услуга электронной очереди.

Имплементация одной из "безвизовых" реформ - а именно по безопасности документов - проходит на местах на среднем уровне.

Об этом сообщила аналитик ОО "Европа без барьеров" Екатерина Кульчицкая во время презентации в Укринформе аналитического отчета "Аудит реформ в регионах: общественный анализ изменений после визовой либерализации".

"Все шесть исследуемых областей находятся на среднем уровне внедрения реформы по безопасности документов. Положительным является то, что Миграционная служба выдает загранпаспорта, хотя и с большими задержками и очередями, часто электронной очередью воспользоваться нельзя или она вообще отсутствует. С другой стороны, Центры предоставления административных услуг планируют закупку оборудования. Также положительным является то, что ID-карта и считывающие устройства начинают входить в нашу жизнь", - отметила Кульчицкая.

Она добавила, что во всех исследованных областях все подразделения Миграционной службы, занятых выдачей и оформлением загранпаспортов и ID-карт, оснащены соответствующим оборудованием. Очень положительным является то, что в некоторых областях была начата услуга электронной очереди. 

"Однако исследователи на местах сообщили о недостатках этой очереди, поскольку часто зарегистрироваться было практически невозможно или очень сложно из-за технических трудностей. Сейчас Центры предоставления административных услуг имеют возможность выдавать заграничные биометрические паспорта и ID-карты, но эта услуга предоставляется не во всех ЦПАУ. В среднем 500 ЦПАУ по всей Украине имеют такую возможность, но в некоторых исследуемых областях было по одному ЦПАУ, и граждане вынуждены находиться в огромных очередях в отделения Миграционной службы, а ЦПАУ в областном и районных центрах обычно не имеют соответствующего оборудования и свободного доступа для людей с инвалидностью", - сказала аналитик.

Что касается ID-карточек, то местные органы власти не до конца подготовились к их выпуску, и считывающие устройства для ID-карточек стали новинкой для большинства областей.

"О наличии дополнительных требований к гражданам, которые имеют статус внутренне перемещенных лиц, то в некоторых областях представители Миграционной службы могли превышать свои полномочия и требовать дополнительные документы, хотя во всех законодательных актах речь идет о предоставлении этих документов на добровольной основе. В Винницкой области жители из Донбасса были перенаправлены на территорию, где они ранее проживали, для того, чтобы они там оформляли загранпаспорта", - сообщила Кульчицкая. 

По словам аналитика, значительным недостатком такой "безвизовой" реформы как управление миграцией является то, что вопросом реинтеграции трудовых мигрантов, вернувшихся в Украину, на местном уровне практически не занимаются, поскольку представители органов власти не могут определить, кто из них должен быть ответственным за реинтеграцию. А реформа по управлению границами имеет гораздо больше позитивов, чем негативов, потому что все пропускные пункты в исследуемых областях были оснащены оборудованием для считывания биометрических документов, также были присоединены к базе данных Интерпола.

Исследование проводилось в июле-августе 2017 года в Винницкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Одесской и Херсонской областях. Сферой исследования была имплементация четырех блоков реформ, структурированных по образцу Плана действий по визовой либерализации (идентификационные документы, управления границами, управление миграцией, противодействие дискриминации). Оно выполнялось через обращение с запросами в органы местной власти на уровне области, города и района, наблюдения ситуации, выборочное интервьюирование граждан, должностных лиц, активистов, мониторинг СМИ. Всего было обработано около 1000 информационных запросов. Полевой этап "Аудита реформ" был проведен в течение июля-августа 2017 года с помощью новой методологии, разработанной ОО «Европа без барьеров". Несмотря на огромное количество недостатков, на местном уровне мы имеем постепенный прогресс в выполнении тех задач, которые были приняты в рамках Плана действий по визовой либерализации. Мы видим, что Национальная стратегия по правам человека все же является тем слабым местом, которое буксует, провисает в тех задачах, которые были начаты в рамках визовой либерализации. Положительными являются сфера выдачи новых документов, где есть определенное развитие, и формально на высоком уровне находится сфера управления границами.