Законы "16 января" - событие которое изменило историю

Автор
Законы "16 января" - событие которое изменило историю

16 января 2014 г. ВРУ с грубым нарушением регламента приняла "Законы о диктатуре". Это событие стало ключевым в истории современной Украины.

"Законы о диктатуре" ("Законы 16 января", Диктаторские законы) - пакет законов, принятых Верховной Радой Украины в четверг, 16 Января 2014 г. "Законы" были приняты с грубым нарушением регламента и законодательной процедуры и, несмотря на острую критику, были подписаны Президентом Украины В.Януковичем на следующий день 17 января. Соавторами пакета законов стали депутаты от Партии регионов Владимир Олейник и Вадим Колесниченко. Принятие законов стало реакцией властей на массовые протесты граждан.

Большинство законопроектов были зарегистрированы за считанные дни до голосования, не проходили никакого обсуждения и не поддавались анализу в общественных, научных и профессиональных кругах. Законы принимались простым поднятием рук, без использования системы "Рада" и без обсуждения, а их тексты стали доступны только после того, как депутаты за них проголосовали. Председатель счетной комиссии В.Олийнык вёл подсчёт поднятых рук. Спикер ВРУ В.Рыбак, нарушив две нормы "Закона о регламенте Верховной Рады", вечером того же дня подписал эти законы.

По мнению большинства экспертов, принятые законы - ограничивали права граждан, предоставляли органам государственной власти большую свободу действий в сфере наказания участников акций протеста и имели целью криминализировать оппозицию и гражданское общество. В определенной степени они копировали нормы российского законодательства, а некоторые из них были жестче российских аналогов. Например, по аналогу с российским законодательством были введены понятия "экстремистская деятельность" и "иностранный агент". Текстологическое сравнение законов с российскими, например, с законом РФ о Федеральном списке экстремистских материалов, показало их поразительное и, по мнению экспертов, неслучайное сходство.

Статьи, по мнению экспертов, были выписаны недостаточно чётко, что могло привести к применению их к людям, которые не совершили никаких общественно опасных деяний. Например, под "распространение через социальные интернет-сети" материалов, содержащих признаки "разжигания социальной розни", попадали лица, которые могут быть недовольны проявлениями социального неравенства (например представители "Налогового Майдана"), а под "публичные высказывания экстремистского характера" - лица, которые могут призывать к проведению мирных массовых акций (например по языковому вопросу).

Международная реакция на законы

Совет Европы дал предварительную оценку, по которой многие предлагаемые нормы не соответствуют Европейской конвенции по правам человека. Организация рекомендовала Верховной Раде отменить принятые законы, или приостановить их действие в течение значительного периода времени.

 Представитель ОБСЕ по вопросам свободы получения информации Дуня Миятович заявила, что закон о введении уголовной ответственности за клевету ставит под угрозу свободу слова.

Несмотря на многочисленные протесты и призывы мировой и украинской общественности не публиковать тексты законов от 16 января, они все же были обнародованы 21 января 2014 в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер". Большинство из них вступали в силу на следующий день после опубликования, то есть 22 января - в День соборности и свободы Украины.

В провластных политических кругах отмечали легитимность принятых решений и их благотворное влияния на ситуацию в Украине. На практике - принятие этих законов привело к острому силовому противостоянию которое охватило всю территорию Украины. В результате президент Янукович вступил в прямые переговоры с оппозицией, результатом которых стала отмена антипротестных законов, отставка правительства Азарова и объявлена амнистия для задержанных милицией. 28 января 2014 Верховная Рада Украины большинством в 361 голос отменила большинство законов 16 января.

Самые вызывающие положения "Законов о диктатуре":

Более пяти не ехать

Запрещалось движение в колоннах более пяти автомобилей без согласования с милицией. Если это повлекло создание препятствий для дорожного движения, введены был штраф до 850 гривен или лишение права управлять автомобилем на срок от одного до двух лет с возможным платным изъятием автомобиля. Закон, по мнению экспертов, де-факто имел действие и на похоронные процессии, свадебные кортежи.

Протоколы не только под расписку

Вводилася новая норма о том, как действовать, если человек отказывается расписываться за протокол. В таком случае новый закон допускал засвидетельствовать его врученияе "объяснениями свидетелей такого отказа вручения протокола или видеозаписью этих фактов".

Запрет посещать футбольные матчи

За административные правонарушения на территории стадионов суд мог запретить посещать футбольные матчи. Билеты на футбол должны были содержать полное имя болельщика.

За блокирование доступа в собственность - шесть лет

Вводилася новая норма о наказании за блокирования доступа в жилье или другое владение лица. За это, при условии, если блокировка осуществляется группой лиц, предусмотрено до шести лет лишения свободы.

Заключение за неуважение к суду

За проявление неуважения к суду устанавливался штраф в размере до 5100 гривен (ранее его размер составлял до 1700 грн.) или арест на срок до 15 суток. Также появилась норма о принятии постановления за такое правонарушение без составления административного протокола и без права его обжалования.

Арест за нарушение организации митинга

Нарушение установленного законом порядка организации проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, в том числе у органов власти, учреждений, предприятий, жилья и другого владения лиц наказывается штрафом до 3400 гривен или арестом на срок до десяти суток. Ранее за это предусмотривался штраф, максимальный размер которого был до 425 грн.

Арест за помощь протестам

Любое лицо, которое предоставило для проведения неразрешенных протестов помещения, транспорт, технические средства или любую другую помощь, наказывалось штрафом до 10200 гривен или арестом на десять суток. Раньше за это полагался штраф до 1700 гривен.

В тюрьму за защитный шлем

Устанавливалась ответственность за участие в митингах или собраниях в шлемах и маске, или с использованием других средств или способов маскировки во избежание идентификации личности. Запрещалось также за участие в протестах в одежде, похожей на форму правоохранительных органов. За такие действия устанавливался штраф в размере более четырех тысяч гривен или арест на срок до 15 суток.

Два года за групповой протест

За участие в групповом нарушении общественного порядка предусматривались такие меры наказания - штраф, арест на срок до полугода, лишение свободы на срок до двух лет.

Отключение интернета

Вводилась процедура ограничения доступа к интернет-ресурсам, нарушающих законодательство, на основе экспертного заключения. При невыполнении провайдером требований государственного органа по отключению интернета предусматривался штраф до 6800 гривен. Операторы телекоммуникаций обязывались приобретать за собственные средства технические средства, необходимые для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий. Ранее были обязаны лишь устанавливать.