Орнаменты и техники изготовления украинской писанки

Автор

Чистое, окрашенное или расписанное яйцо было мифопоэтическим и религиозно-обрядовым символом еще в древнейших цивилизациях Земли.

В мифах разных народов оно является образом первоначала, из которого возникает Вселенная, видимо божество, человеческий род. Оно также символизирует солнце, тепло, жизнь, творца-демиурга. У многих народов с яйцом связывают создание или возникновение не только земного мира, но и временной структуры целого. Такие космогонические функции символа яйца соотносятся также с важной его ролью в ритуалах плодородия, возрождения, пробуждения к новой жизни.

В Украине также сложились мифопоэтичные образы яйца, как источника жизни, богатства, благополучия ("яйцо-райцо"), существует также большое количество христианских легенд и преданий о пасхальных яйцах.

Достоверно известно, что уже в княжеские времена до принятия христианства у древних украинцев существовали ритуалы и обряды, в которых использовались, как образы-символы, украшенные птичьи яйца или керамические писанки в форме яиц.

К сожалению, несмотря на хрупкость скорлупы, собственно сами писанки с древних веков до нас не дошли (древнейшие оригиналы украинских писанок датируются последними десятилетиями XIX века и сохраняются во Львове). Зато имеются многочисленные описания и документальные свидетельства очевидцев об изготовлении и внешнем виде украинских писанок. А в ХIХ веке писанки, с различными техническими и художественными (в зависимости от региона) различиями, наблюдаются практически по всей этнической территории украинского. Об этом свидетельствуют также многочисленные древние коллекции писанок в музеях Киева, Львова, Кракова, Варшавы, Лубны и др.

Локальные отличия писанок сохраняются и по сей день. Отличаются не только писанки из разных регионов, но и из соседних сел - во всяком случае колоритом и любимыми мотивами росписей.

Изготавливали писанки сельские женщины и девушки, монахи, городские барышни и др. Для писанок отбираются преимущественно яйца "первенцы" (кур, которые только начали нестись), лучшей для разведения красок водой считают ту, что получили из растопленного снега, во время "крашения" в комнату могут заходить только "чистые" (здоровые физически и морально) люди.

По технике выполнения писанки разделяются на: "крапанки" - яйца, покрытые цветными пятнами на фоне другого цвета; собственно писанки - расписанные с помощью воска различными декоративными орнаментами; "писанки" - разрисованные кистью; "яйца" - окрашенные лишь одним тоном и "скрабанки" - или "дряпанки". Наиболее распространенным является "восковой" метод декорирования яйца, который заключается в том, что специальным писачком ("кисточкой") - маленькой жестяной конусообразной трубочкой, закрепленной на деревянном держателе, выполняют рисунок пчелиным воском на поверхности яйца. Он должен остаться белым. Далее яйцо окрашивают желтой краской и наносят на него те элементы росписи, которые должны быть желтого цвета. После наступает очередь красной краски (каждый раз интенсивность краски нарастает до темной). Затем, на этом фоне выписываются те детали орнамента, которые должны быть красными и т. д. Это техника нанесения "теплых" (одной гаммы) красок. Для нанесения дополнительных "холодных" (синих или зеленых) тонов устраняют лишнюю краску с мест, предназначенных под роспись "холодными", и протравливают скорлупу в воде с уксусом или капустной кислотой. После этого продолжается плановая работа.

Очень распространенным видом пасхальных писанок являются "яйца", окрашенные лишь одним тоном без всяких украшений.

На восточном Полесье сохранился один из древнейших методов писанок наших предков - изготовление "дряпанок" или "скрабанок". Яйцо красят в какой-то темный цвет, а затем металлическим острием или иглой соскребают окрашенный слой скорлупы, образуя желаемый орнамент. Некоторые из лемковских и полесских скрабанок по изяществу исполнения могут соревноваться с изысканным ювелирным изделиям.

Краски для росписи писанок основном готовятся по традиционным рецептам из корней или коры различных деревьев и кустарников, с луковой шелухи и т.д.. В последние годы все шире используются анилиновые красители, а вместо пчелиного воска парафин.

Яйца для писанок чаще всего берут куриные, но нередко расписывают также утиные, гусиные и голубиные.

Изображали на писанках давно определенные символические и магические знаки. Новые элементы вводились редко и неохотно. Как правило, к этому прибегали тогда, когда с течением времени терялось и забывалось содержание первоначальных символических изображений.

К наиболее популярным традиционным мотивам росписи писанок принадлежат образ Великой Богини (женщины-прародительницы), солярные знаки (в виде розеток, звездочек, свастики, рисунков солнца и звезд, также "Круторогие" и "паучки"), "сосенки" (символ вечнозеленого растения , что плетется по земле, или "небесного змея", что оплодотворял яйцо). Среди геометрических орнаментов популярным является своеобразный элемент в виде волнообразной полосы - "безконечник" (Украинский меандр). Чрезвычайно интересны и разделение поля писанки на цвета и цветовое решение орнаментов, росписей и фона.

Когда-то с писанками выполнялись действия в магических ритуалах. Многие из этих магических действий, особенно связанных с земледелием, практикуются по сей день. Так, на весеннего Юрия (6 мая) для обеспечения хорошего урожая писанки катили по зеленому хлебу и закапывали в землю. В Пасхальное утро умывались водой, в которую прежде клали яйца и серебряные изделия, чтобы прибывали сила и красота, а кожа на лицее была гладкая, как на яичке. Скорлупу из-под посвященных яиц бросали в воду, которая течет, чтобы задобрить предков и чтобы у них ("на том свете") также наступил праздник (на Пасху). Освященные писанки является оберегом жилища от природных стихий, а для людей и животных - от "дурного глаза". Писанки используются и в народной медицине.

Писанки могут быть элементом забавы для детей и молодежи: играют "навбытки", "навкаткы", "чокаются" и т. п.

Красиво разрисованные писанки являются также прекрасным украшением корзин с едой, которые несут в церковь святить перед Пасхой. Пустые скорлупы из-под писанок часто сохраняют для украшения жилья, нанизывая их на шнурочки и подвешивая возле икон (как правило, по 3).

Всего писанки писали для собственного потребления, и только с 1960-х годов их (или расписаны деревянные макеты писанок) начали продавать на пасхальных базарах и ярмарках. Традиция писанок является одной из древнейших и самых стойких на всех этнических украинских землях. Она хорошо прижилась также повсюду в среде украинской диаспоры (как, впрочем и вышывкарство, а отчасти и резьба). В течение последних десятилетий (с 1950-х годов) писанкарством все чаще интересуются профессиональные художники, а также оформители и модельеры. Мотивы росписей писанок издавна имели большое влияние и на украинскую вышивку, а ныне творчески усваиваются, воплощаются и переосмысливаются мастерами различных видов украинского декоративного искусства.