Эксперты сравнили расходы кандидатов с их бюджетами

Некоторые кандидаты в народные депутаты расходуют на избирательную кампанию значительно больше, чем декларируют в своих официальных бюджетах

Об этом сегодня во время пресс-конференции заявила координатор избирательных программ Гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская.

По ее словам, это видно на примере мониторинга финансовых расходов кандидатов в народные депутаты в 3-х избирательных округах (№222 в Киеве, №73 – в Закарпатской области и №42 – в Донецке), проведенного экспертами общественной инициативы “Звидкы?” Так, по ее словам, эксперты пришли к выводу, что в округе №222 (г. Киев) проводит кампанию "по карману" лишь Дмитрий Андриевский (ВО "Батькивщина") и Максим Луцкий ("Партия регионов"). При этом расходы кандидата от партии "УДАР" Рены Назаровой как минимум в 4 разы превышают ее доходы за прошлый год.

В то же время наблюдателям не известна информация о публичном сборе средств кандидатами от граждан. О. Айвазовская заметила, в округе №42 (г. Донецк) затраты кандидата Татьяны Бахтеевой, которая проводит наиболее активную и финансово затратную кампанию в округе, уже вдвое превысили задекларированный ею доход за 2011 год. А ее конкуренты, например, Вольга Шейко ("УДАР"), которая задекларировала доход на уровне 550 тыс.  грн, тратит несоизмеримо малые суммы на избирательную кампанию.

Аналогичная ситуация и с другими оппонентами потенциального победителя выборов в округе. При этом, добавила она, в округе №73 (Закарпатская область, Виноградовский район) оба наиболее активных кандидата: Иван Балога ("Единый центр") и Иван Бушко ("Партия регионов"), – уже израсходовали на кампанию в 2-3 раза больше, чем заработали за предыдущий год. “Конечно, одним из источников наполнения избирательных фондов может быть и политическая сила, которая выдвинула кандидата, или избиратели. Впрочем, финансирование партий является не менее непрозрачным фактором кампании, а культура мобилизации граждан и привлечения их пожертвований на финансирование выборов отдельно взятого кандидата или партии пока в Украине не сформирована”, - сказала О. Айвазовская.

Кроме того, согласно выводам экспертов, наиболее финансово затратным кандидатом в 3-х избранных округах оказались И. Балога, партия "Единый центр" (Закарпатская область, центр – город Виноградов, округ №73). При этом наиболее активным кандидатом, который использует многочисленные агитационные инструменты, является Т. Бахтеева, "Партия регионов" (город Донецк, центр – Ворошиловский район, округ №42), а наиболее конкурентным округом относительно финансовой активности основных кандидатов стал 222-й, в котором баллотируются М. Луцкий ("Партия регионов") и Д. Андриевский (ВО "Батькивщина"). Результаты свидетельствуют, что общие расходы кандидата Т. Бахтеевой по статье "публичные мероприятия" составили 78 190,9 грн. При этом в ее округе зафиксировано 135 единиц внешней рекламы (всех размеров), среди которых преобладает рекламная площадь с агитацией от кандидата Т. Бахтеевой, – 134 единицы, и только 1 баннер (размер – между малым и средним) размещен возле агитационной палатки кандидата Вадима Юрчака (ВО "Батькивщина").

Общие расходы кандидата Т. Бахтеевой по статье "рекламные щиты и баннеры" составили 84 7895 грн, в то время как оппозиционного кандидата В. Юрчака – 135 грн. Что касается печатной агитационной продукции, то от имени Т. Бахтеевой распространялись 30 тыс. буклетов и такое же количество плакатов, в то время как от другого кандидата по этому же округу В. Шейко (партия "УДАР") - 55 тыс. листовок; а от кандидата В. Юрчака (ВО "Батькивщина") - 10 тыс. листовок. Общие расходы Т. Бахтеевой по статье "агитационная печатная продукция" составили 7 620 грн.; В. Шейко - 4 650 грн. и В. Юрчака - 650 грн.

Что касается избирательного округа №73, то кандидат от "Единого центра" И. Балога выделил по 20 тыс.  грн на 26 церквей Виноградовского района, а Веряцкому благодетельному отцу Михаилу Тегза было выделено 80 тыс. грн на строительство купола Веряцкого храма. Во всех церквях во время богослужения священники озвучивали информацию о сумме пожертвования и от кого эти средства предоставлены. По подсчетам наблюдателей, ориентировочная сумма затрат кандидата И. Балоги составляет 600 тыс. грн. Кроме того, в ряде населенных пунктов депутаты районного совета от "Единого центра" раздавали по 100 грн избирателям, которые предъявляли паспорта и обещали голосовать за И. Балогу, и при этом данные фиксировались в ведомость. Также от имени И. Балоги установлены окна и двери в ряде учебных заведений округа.

При этом расходы оппонента И. Балоги — Ивана Бушко ("Партия регионов") по ориентировочным подсчетам на "агитационные предвыборные мероприятия" составила 530 тыс. грн. Вместе с тем И. Бушко также выделил по 10 тыс. грн на 29 церквей Виноградовского района, а Виноградовскому благодетельному отцу Михаилу Бидзиля было выделено 140 тыс. грн. на строительство забора Святотроицкого собора г. Виноградов. В то же время общие расходы кандидата И. Балоги по статье "агитационные мероприятия" составили 48 тыс. 500 грн; И. Бушко - 50 тыс. 250 грн, а кандидата от оппозиции Иштвана Петрушки - 900 грн. Данные мониторинга свидетельствуют, что в округе зафиксировано 20 рекламных носителей – все от кандидата И. Бушко ("Партия регионов"). Большинство – билл-борды разных размеров. Что касается агитационной продукции, то на нее И. Балога израсходовал 9 тыс. 750 грн; И. Бушко - 9 тыс. 500 грн. Что касается избирательного округа №222 (город Киев), то, по данным мониторинга, на рекламные щиты и баннеры кандидат Д. Андриевский (ВО “Батькивщина”) истратил 198 тыс. 880 грн; М. Луцкий ("Партия регионов") - 232 тыс. 330 грн и Р. Назарова ("УДАР") - 218 тыс. 490 грн.

Расходы Д. Андриевского на агитационную печатную продукцию составили 73 тыс. 281 грн; М. Луцкого - 5 тыс. 746 грн, а на финансирование агитационных палаток Д. Андриевский истратил 14 тыс. 400 грн., а М. Луцкий 4 тыс. 50 грн. В свою очередь председатель комитета “Равенство возможностей” Александр Чекмышев заметил, что по подсчетам, общая стоимость рекламы субъектов мониторинга в печатных СМИ Донецка, Ужгорода и Киева составляет 67 тыс. 170, 62 грн, а стоимость рекламы с учетом коэффициента “политической джинсы” - 80604,624 грн. Касательно телевидения, то, по словам А. Чекмышева, общая стоимость рекламы на телевидении составляет 1 448 380, 80 грн, с учетом коэффициента “политической джинсы” - 1738056, 96 грн.