"Европейская мечта" срывается из-за судьбы одной женщины

Автор
Новость обновлена 02 сентября 2022, 13:47

Президент Янукович неустанно твердит, что хочет сближения Украины с Европой.

Гомер воспел Елену, из-за которой разгорелась Троянская война, напоминает в статье для Foreign Policyжурналист и старший научный сотрудник Legatum Institute Кристиан Кэрил. Теперь же судьба яркого политика по имени Юлия Тимошенко, "как представляется, предопределяет, сделают ли 46 млн жителей Украины исторический шаг в сторону Европы либо откатятся назад, в объятия Кремля".

Президент Янукович неустанно твердит, что хочет сближения Украины с Европой, "но складывается впечатление, что он больше, чем кто-то другой, осложнил движение страны к этой цели". По мнению Кэрила, на президентском посту Янукович систематически подрывает верховенство закона и почти ничего не делает для борьбы с коррупцией.

Правда, сам Янукович возразит, что дал позитивный сигнал, арестовав нескольких ведущих политиков по обвинениям в коррупции. "Беда в том, что по стечению обстоятельств эти политики — его главные политические оппоненты", — комментирует автор. В том числе Юлия Тимошенко.

Евросоюз, считающий Тимошенко жертвой "избирательного правосудия", сделал ее освобождение условием подписания двух соглашений с Украиной, напоминает Кэрил. Янукович отказывается, так как ее потенциальное возвращение в политику — угроза для его власти. Многие наблюдатели (в том числе сама Тимошенко) называют ее "заложницей".

Украинский парламент отклонил законопроект, на основании которого Тимошенко могла бы выехать за границу на лечение. Тем самым депутаты "зарубили компромисс, который позволил бы Украине заключить соглашение в Вильнюсе", — пишет автор.

По мнению Кэрила, неподписание соглашения с ЕС — это трагедия. Многие граждане Украины осознают: стимул для выполнения норм ЕС пойдет только на пользу госуправлению и обуздает коррупцию.

Автор особо останавливается на реакции России: Путин обвинил ЕС в давлении и шантаже. "Он цинично ставит с ног на голову реальное положение дел. Если Европа и "давила" на Украину, то требовала лишь соответствия высоким критериям европейского права", — говорится в статье. Российская сторона, напротив, не скрывает своей готовности бить по Украине санкциями.

Как бы то ни было, вопрос о Тимошенко "стал для киевских оппонентов Европы идеальным предлогом для срыва соглашения", сожалеет автор. Кэрил приветствует борьбу европейских лидеров за права человека, но задается вопросом: помогло ли идеалам демократии то, что вопрос о Тимошенко сделали предварительным условием соглашения? "Если в результате Украина скатится обратно в объятия России, 46 млн человек, которые иначе бы, вероятно, заметили крупные улучшения в сферах госуправления и прав человека, сочтут, что их надеждам изменили", — пишет автор.

Кэрил признает: маловероятно, что Украина станет полноправным членом ЕС. Но пример Турции показывает: желание войти в Европу уже само по себе приносит положительные результаты.

"Украина заслуживает сходного шанса", — заключает автор. Запад должен приложить все силы, чтобы помочь Украине "двинуться в направлении, по-настоящему благоприятном для ее интересов".