Не надо упрощать мотивацию "Евромайдана"
- Автор
- Дата публикации
Экс-посол США в Киеве Стивен Пайфер заметил: за последние 20 лет Украина сильно страдала от коррупции.
Протесты на Украине обусловлены не только грезами о европейском уровне жизни, но и страхом перед "белорусским кошмаром" и "возвращением в СССР". Молодые украинцы "вышли из тени Голодомора" и не будут удовлетворены, пока госинституты не гарантируют им демократию, пишут СМИ, укоряя ЕС за "неуверенную мягкую силу". Корнем проблем остается убеждение Януковича, что он может выставить Украину на аукцион.
"Как с финансовой, так и с политической точки зрения Украина недалека от катастрофы, - пишет The Guardian. Ее резервы почти полностью исчерпаны, ее валюта уязвима, торговля подорвана российским вмешательством, и к марту у нее полностью закончатся деньги".
Решение Януковича отступиться от многолетних переговоров с ЕС раскололо страну, говорится в редакционной статье. Посланники Европы и Америки ринулись в Киев в надежде обуздать кризис - русские пытаются подстроить события под свои интересы. По мнению издания, "президент Янукович не отверг полностью европейский выбор", однако "корнем проблем остается его убеждение, что он может выставить на аукцион украинскую преданность в обмен на массивную финансовую помощь, которая поспособствует сохранению его политических позиций". Янукович полагает, что в случае неудачи с ЕС он легко переметнется к русским.
ЕС никогда не предоставлял бюджетной поддержки странам, ищущим сближения с ним, поясняет The Guardian. Он может лишь обратиться к МВФ с просьбой улучшить условия предоставления помощи. МВФ, в свою очередь, считает, что помощь должна предоставляться только на условии проведения реформ.
Демонстранты в Киеве жалуются на государственную некомпетентность, коррупцию, трудности ведения малого бизнеса, а также на личные недостатки президента. Они не будут удовлетворены новыми переговорами с ЕС, хотя их может немного успокоить формирование правительства национального единства, полагает издание, уточняя, что ничего подобного пока не заявлено.
"При отсутствии политического решения существует опасность, что правительство, которое колеблется в последние дни между репрессиями и призывами к переговорам с протестующими, пойдет на жесткие меры и это обернется трагическими последствиями", - предостерегает британская газета.
Происходящее в Киеве уже окрестили "еврореволюцией". "Толпы молодежи на киевском Майдане громко сигнализируют о том, что они хотят в Европу, но еще больше о том, что они и есть Европа", - передает корреспондент Libération Марк Семо. "Как и Турция, начавшая переговоры о членстве в 2005 году, Киев задает ЕС те же два вопроса: до каких пределов простирается Европа? И для чего? Иначе говоря, каковы ее географические границы и ее идентичность?"
Вначале хранившие молчание американцы теперь заявляют, что им "отвратительны" попытки украинских властей подавить протест силовыми методами. Европейцы тоже ужесточают риторику, но осторожничают. На неуверенную мягкую силу Европы Кремль отвечает силовой политикой. Киевская "еврореволюция" могла бы стать для ЕС поводом возвысить свой голос, считает автор. Именно этого требует из своей темницы символ "оранжевой революции" Юлия Тимошенко.
Протесты на Украине обусловлены не грезами о Европе, а страхом перед "белорусским кошмаром", утверждает в статье для Foreign Policy Майкл Вейсс, главный редактор интернет-журнала Interpreter. На взгляд Вейсса, нелегко отыскать "связное, эффективное определение слова "Европа" в плане культуры". Даже слова, приписываемые Киссинджеру: "Кому мне позвонить, если я захочу поговорить с Европой?" - были насмешкой над идеей, что страны, охотно воевавшие между собой, смогут принимать коллективные внешнеполитические решения.
"И все же Украина сейчас входит в третью неделю акций протеста на морозе, от которого лопаются градусники", - говорится в статье. В странах бывшего СССР идентичность формируется не только мечтами человека, но и тем, чего он никак не желает, дает свою интерпретацию автор. Украинцы протестуют не просто ради облегчения торговли с Брюсселем, но и против "гегемонского протекционизма Москвы", как выражается Вейсс.
Так, президент Эстонии Ильвес говорил в интервью автору о "очень мощном цивилизационном элементе "возвращения", имея в виду возвращение в Европу. "Как-никак, мы провели около 800 лет в германском Kulturraum", - сказал он, сравнив советский период с "рекламой Crazy Eddie посреди концерта Моцарта".
Неважно, какими средствами Путин очаровывает Януковича, идея сразу ясна: возвращение в отреставрированный "нео-СССР" с человеком Кремля на посту президента и политическим классом, который правит по-старому, по-советски, по-русски. Именно этого украинцы не примут, именно против этого они восстают, сказала в интервью автору украинская писательница Оксана Забужко.
"Мало кто добровольно выйдет на марш за диктатуру, коррупцию африканского размаха, высокую смертность, стагнацию и внешнюю политику, продиктованную альянсами с виновниками массовых убийств, - констатирует автор. - Ни один разумный человек также не пожелает, чтобы судьбу его страны решали иностранные вымогатели и их отечественные холуи".
Экс-посол США в Киеве Стивен Пайфер заметил: за последние 20 лет Украина сильно страдала от коррупции и недостатка демократических практик, так что многие украинцы жаждут не только европейского уровня жизни, но и верховенства закона. "Российская сторона не предлагает ничего, что могло бы с этим конкурировать", - указал он.
Комментаторы рассуждают о демонстрациях в Киеве в контексте конкурирующих экономических интересов, геополитических интриг, русскоязычного Востока и прозападного, говорящего на украинском Запада Украины, "однако эти попытки анализа не объясняют, почему на этот раз протестует так много украинцев", пишет руководитель Исследовательско-образовательного консорциума по изучению Голодомора при университете Альберты (Канада) Марта Базюк в The Globe and Mail. "В основе их недовольства находится демонстративное отвержение того, что многие украинцы считают управлением в советском духе", - говорится в статье.
"От советского наследия авторитаризма и террора не так легко избавиться, - говорится в статье. - Самой губительной его частью был Голодомор - голод 1932-1933 годов, спровоцированный тем, что советские власти насильно отобрали зерно и продукты питания у крестьян, многие из которых сопротивлялись коллективизации. Границы были закрыты, чтобы помешать людям искать пропитание за пределами Украины. Многие миллионы украинцев тогда умерли голодной смертью".
"Следующим трем поколениям запрещалось даже упоминать слово "голод": советские власти отрицали сам факт Голодомора до распада СССР. Только тогда архивы стали доступны, и это пролило свет на его масштаб и преднамеренность", - пишет Базюк.
"Появилось первое поколение, вышедшее из тени Голодомора. Эти молодые люди так же часто могут проводить время в Париже или Мюнхене, как в Москве. Они отличаются от своих родителей и в других отношениях: они на ты с социальными медиа и умеют быстро делиться информацией. Каким бы ни был краткосрочный итог акций протеста, молодые украинцы продолжат добиваться перемен в своей стране. Они не будут удовлетворены, пока госинституты не станут гарантией демократии, соблюдения законности и прав человека, - что и является критериями для вступления в ЕС", - заключает исследовательница.
[news id="932833"]