Автомобили без ремонта

Автор
Автомобили без ремонта

Чем дальше, тем менее ремонтопригодными становятся автомобили.

Если б я имел цель инвестировать во что-то, связанное с автомобилями, то последнее, во что я бы решил вложить деньги – это авторемонт и сервис. Самое бесперспективное направление автомобильного бизнеса. Ведь скоро его не будет вовсе… 

Да, как ни дико это сейчас звучит, но вывески "Автосервис" вскоре будут смотреться как объявление "Лужу, паяю самовары!". И это произойдёт не через пятьсот лет, вследствие изобретения телепортации, а в ближайшие десятилетия, вследствие естественного развития сегодняшних тенденций мирового автопрома. 

Тенденция первая, техническая

Чем дальше, тем менее ремонтопригодными становятся автомобили. Первые "Форд Т" можно было починить в деревенской кузнице молотом и клещами. Машины конструкции 60-х (в том числе дожившие до наших дней изделия ВАЗ и ГАЗ) можно было починить в гараже небольшим набором инструментов. Машины 90-х потребовали серьёзный набор оборудования для диагностики, машины «нулевых» уже жить не могут без компьютерного сканера, а машины ближайшего будущего не будут чиниться вовсе. 

Первый шаг отмены ремонта – модульная замена. Ремонт выглядит так: сканер, вставленный в диагностический разъем, указывает, где ошибка. Сервисмен (механиком его уже не назвать), вынимает модуль из разъема, вставляет туда новый. Помогло? Прекрасно. Нет – меняем следующий модуль по списку из инструкции. В чем неисправность – никого не волнует, человеко-час работы хорошего диагноста стоит дороже нового модуля, которые пекут миллионами как пирожки трудолюбивые китайцы. 

Главное – соблюдать последовательность, заданную инструкцией. На это вполне способен низкооплачиваемый персонал, натасканный, как дрессированная собачка. Модуль управления двигателем, модуль тормозной системы, модуль медиацентра, модуль навигации, модуль трансмиссии… Ведь меняем же мы видеокарту в компьютере, как правило, даже не думая ее чинить? 

Тенденция вторая, лояльная

Всякий производитель автомобиля мечтает привязать к себе покупателя навеки. Ну или хотя бы на тот срок, пока он владеет этим автомобилем. Отсюда заклинания о дилерских сервисах, "родных" запчастях и угрозы лишить гарантии за "шаг-влево-шаг-вправо". Пока помогает, но мало – как только гарантия закончилась, то освободившиеся от грабительских цен владельцы немедля бегут обслуживаться, куда подешевле. И это в России – в других странах лишить человека гарантии за обслуживание в неавторизованном сервисе можно только доказав, что причиной неисправности послужило именно это. В общем, жирный кусок уходит у производителя из под носа. Поэтому чем дальше, тем больше производитель старается сделать этот уход невозможным технически. 

С взрывным ростом доли электронных систем в автомобиле это становится возможным. Уже сейчас не редкость, когда считать информацию об ошибке с контроллера можно только дилерским сканером. Причем с долгой и сложной авторизацией оборудования через интернет… 

Это чтобы никакой сторонний сервис и близко не смел подойти к нашей машине! Становится реальностью "блокировка при несанкционированном доступе" — подключил неавторизованный сканер, и твоя машина превратилась в кусок железа. Более того, лобби автопроизводителей все время пытается продавить законы, по которым доступ к контроллеру автомобиля будет приравнен к нарушению лицензионных прав производителя. И скоро продавят, будьте уверены. 

То же самое касается модулей – во многих машинах уже нельзя купить и заменить модуль самостоятельно или на неавторизованном сервисе – в электронику зашиты коды доступа, которые можно "подружить" только на дилерском оборудовании. Это называется "клиентская лояльность" — куда вы денетесь с подводной лодки? 

Тенденция третья, законодательная

Идеальная машина для производителя – это одноразовая машина с жестко заданным сроком службы. Откатал пять лет – сдал производителю, доплатил, получил новую. Пока что это реализуется системой Trade In, которая работает малоэффективно и порождает такое вредное явление, как вторичный рынок. 

Однако этого можно избежать, если машина будет прекращать функционировать ровно через пять лет после продажи. В этом направлении ведутся серьезные работы, и моторесурс каждого следующего поколения машин все меньше, но очень трудно точно рассчитать – из-за статистического разброса параметров деталей, все больше машин начинают ломаться раньше, чем истекает срок гарантии, что несет за собой дополнительные расходы и порчу репутации. 

Я не сомневаюсь, что какой-нибудь таймер обратного отсчёта вскоре обязательно придумают – электрические и гибридные автомобили просто клад для таких решений, — но пока их нет, на помощь приходят законодатели. 

Уже сейчас во многих странах, чем старше машина, тем менее выгодно ей владеть. Растут налоги, страховка и так далее. Эта тенденция быстро развивается, вплоть до законодательного запрещения эксплуатации автомобилей старше определённого возраста. Думаете, это мои фантазии? Цитирую из новостей: "Министерство промышленности и торговли выдвинуло инициативу по обновлению российского автопарка. Ведомство предложило ввести запрет на эксплуатацию автомобилей старше 25 лет"… 

Это первые ласточки, поверьте. Строки эксплуатации будут сокращаться, пока не достигнут удобных автопроизводителям пяти лет. Это можно прекрасно обосновать требованиями экологии, или безопасности, или озоновых дыр, или глобального потепления – да мало ли чем? Откатал пять лет – сдавай в переработку, доплачивай, бери новую. Зачем при этом какой-то ремонт и сервис? Да на электромобилях и масло-то менять не надо, максимум фильтр в кондиционере… А если, не дай бог, поломка, то становится экономически выгодно просто заменить клиенту машину на исправную – это выйдет дешевле, чем содержать огромную сеть сервисов по всему миру. 

Так что, если вы хотите долгосрочных инвестиций – не вкладывайтесь в автосервисы. Они скоро разделят судьбу тех, кто затачивал патефонные иголки, смазывал тележные оси и менял подковы у лошадей. 
Зато мы все будем ездить на новых, красивых и очень, очень экологичных машинах. Или ходить пешком.