Кин-дза-дза: интересные факты

Автор

Интересные факты из фильма.

• Режиссёру Георгию Данелия очень нравилась актёрская игра Борислава Брондукова, поэтому, когда он писал сценарий к фильму «Кин-дза-дза», он придумал роль специально для этого артиста. Однако, когда начались съёмки фильма, Брондуков перенёс инсульт и не мог сниматься. В результате герой, которого должен был исполнять Брондуков, был вообще ликвидирован из сценария.

• Когда фильм был почти снят, к власти в СССР пришёл К. У. Черненко. Чтобы фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово "Ку", которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на какое-нибудь другое слово. Стали думать. Выдвигались варианты "Ка", "Ко", "Кы" и др. Пока думали, Черненко не стало. Так слово "Ку" осталось в фильме.

• По сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу. Так, на Альфу вместо Земли герои в сценарии попали из-за того, что перепились и промахнулись. Когда фильм уже был снят, как раз развернулась антиалкогольная кампания и чачу заменили на уксус.

• В фильме чатланин с транклюкатором после фразы "Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели!" просто уходит по пустыне вдаль. Вновь он появляется в фильме лишь в сцене, где герои открывают эцих. В сценарии его роль более развёрнута. Там его звали Кырр и он, разозлившись на наглых пацаков, из-за которых ему пришлось выстрелить в шар с "последним выдохом" его собственного отца, ушёл из заброшенного катера в город, чтобы транклюкировать доведшего до этого планету господина ПЖ. В городе он взорвал шар с "последним выдохом господина ПЖ", устроил революцию и захватил власть. После чего, его все стали называть «папа Кырр". В сцене с "последним эцихом" герои встречаются уже не с Кырром, а с господином ПЖ, которого посадили в железный ящик.

• Песня "Мама, мама, что мы будем делать" звучит в начале и в конце фильма из телевизора в квартире дяди Вовы, по которому демонстрируется сцена из художественного фильма "Котовский" 1942 года. В этой сцене белогвардейские офицеры во время гражданской войны сидят в ресторане занятой ими Одессы и смотрят зажигательное выступление певицы, исполняющей эстрадные куплеты о весёлой и разгульной жизни одесситок ("Одесситка — вот она какая, / Одесситка — пылкая, живая! / Одесситка пляшет и поёт, / Поцелуи раздаёт / Тем, кто весело живёт!"). В качестве припева к этим куплетам, мужской хор несколько раз исполняет отрывок из фольклорной песни беспризорников ("Мама, мама, что мы будем делать, / Когда настанут зимни холода? / У тебя нет тёплого платочка, / У меня нет зимнего пальта!"). Композитором фильма "Котовский", согласно титрам, являлся Сергей Прокофьев. В ходе фильма дядя Вова играет на скрипке другую, более простую мелодию, предположительно, взятую из "Колыбельной" композитора И. Филиппа (Публиковалась в "Школе игры на фортепиано" под редакцией А. Николаева).

• Cлово "ку" совпадает с португальским непристойным словом "cu", которое можно перевести как "задница" (употребляется для обозначения неприятного человека или события). Возможно, что именно благодаря этому комедия "Кин-дза-дза!" в 1987 году получила специальный приз "За изобразительную концепцию" на фестивале в Рио-де-Жанейро.

• На роль Абрадокса с планеты Альфа режиссёром был запланирован Норберт Кухинке, исполнявший роль иностранца в фильме Осенний марафон, но руководство Мосфильма запретило снимать его из политических соображений. Поэтому эту роль сыграл сам режиссёр Георгий Данелия.

• Песня "на речке, на речке, на том бережочке", которую поёт Уэф, когда его увозят в железном ящике на Плюке, звучит во всех фильмах Г. Данелии, где снимался Е. Леонов, начиная с "Тридцать три"

• Эпизод, в котором герои в клетке поют "Мама, мама, что я буду делать", снимался под вращающейся сценой Театра Советской Армии.

• Известный скрипач Гидон Кремер попросил композитора Гия Канчели написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки "Кин-дза-дза" и "Слёзы капали", что тот и сделал. Вперве получившуюся музыкальную пьесу исполнили в Германии под названием "Айне кляйне Данелиада" (Маленькая Данелиада).

Пьеса была написана так, что по музыке оркестранты во время исполнения несколько раз должны пропеть "Ку", что они делают с большим удовольствием. На эту музыку в Вене был поставлен балет. Там "Ку" уже поёт женский хор.

• Слово "пепелац" (искажённое грузинское "пепела") означает "бабочка". Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Г. Данелия "Мимино" (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе — грузинский вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу "Мимино" — так называл свой вертолёт (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолёте, Мимино стучит по вертолёту и кричит: "Пепела! Пепела!").

• Эскиз пепелаца нарисовал Георгий Данелия, когда он в Тбилиси вместе с Резо Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько лет, в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но именно такой пепелац появился позже в картине.

• В фильме использовалось несколько пепелацев разного размера.

• Пепелац, на котором летают герои фильма, делали Г. Данелия и художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден самолёт Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона "Мосфильма", где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил А. С. Батынков — умелец с "Мосфильма".

• Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком —это втулка несущего винта вертолёта.

• Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы, однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано "груз пепелацы". Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору "Мосфильма" пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. И2з-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару.

• В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась. (Пенополиуретан является легковоспламеняющимся материалом). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин раздобыли полиуретан у военных и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся. Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы.

• Один из актёров фильма — Леван Габриадзе (исполнитель роли скрипача) — после окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет пепелаца, который до сих пор хранится у него дома.

• В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном из кинофестивалей к нему подошёл один американский кинорежиссёр и сказал: — Я видел вашу "Кин-дза-дзу!". Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами? — Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов. — изумился Данелия. — Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? — Нет, конечно же. Нам в министерстве обороны дали гравицаппу и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство — может они и вам дадут гравицаппу.