Ребенок влюбился

Автор
Ребенок влюбился

Рано или поздно это происходит – такова природа вещей.

Психологически зрелые родители воспримут это событие адекватно, без лишнего беспокойства – ребенок вырос и предъявляет миру свои потребности. Если же родители реагируют на подобные события избыточной тревогой, значит это повод для них самих подумать о своей психологической адекватности. Визит к психологу (вместе с ребенком или отдельно) в подобных ситуациях вполне уместен. Дело в том, что влюбленность, любовь – это захватывающие, как правило, переживания, оставляющие эмоциональный след на долгие годы, и родители, неизбежно (сознательно или бессознательно) проецируют на детей свой собственный любовный опыт. Хорошо, если этот опыт позитивный, а если нет? Если мать или отец ребенка сами, когда-то, "настрадались в любви"? Психолог в таких случаях поможет восстановить психологические границы в семье и освободить ребенка от груза эмоциональных проблем его родителей. 

У ребенка отношения со сверстником из "плохой" семьи

     В этом случае, если вы абсолютно уверены, что на вашего ребенка оказывают плохое влияние, вы должны вмешаться и защищать интересы своего чада. Только не нужно забывать при этом, что человеческие оценки, как правило, субъективны и там где мы можем увидеть «плохое» наш ребенок, вполне, может найти что-то хорошее. Лучший способ, все - таки, поговорить и прояснить позиции, и, при необходимости, используя метод разъяснения и убеждения – подвести ребенка к той или иной точки зрения, будучи открытым, при этом, для восприятия мнения ребенка.

    Думать, что «молодые иначе не могут» - ошибка. Дело не в молодости, а в психологии конкретного человека. Судя по тому, что происходит с этой девушкой, можно подумать, что она невротизировалась на фоне своей любви. Нужно осознать, что ее поведение – это не «обычное, нормальное» поведение молоденькой влюбленной девочки. Ее поведение выдает невроз, мотивированный, скорее всего, заниженной самооценкой. И родители должны это понимать, и, «с высоты житейского опыта», избегать снисходительных комментариев - «и смех и грех» или уводящих в сторону от сути проблемы слов – «дать характеристику этому прохвосту». Невротизация никогда не развивается на пустом месте, и далеко не каждый влюбленный молодой  человек будет вести себя подобным образом. Повторюсь - у девушки есть психологическая проблема и ее нужно решать. Это и есть ответ на вопрос о том, что нужно делать родителям – осознать, что на фоне любовных отношений у девочки отчетливо проявилась психологическая проблема и, что ей необходима, скорее всего, профессиональная психологическая помощь.  

     Как реагировать, когда у 16-летнего парня появляется девушка? Особенно, когда чувствуешь, что отношения или вот-вот перерастут или уже переросли в близкие отношения? Прочитать лекцию о пользе презервативов, или прямо сказать, что добрачные отношения – дело не очень-то нравственное.

   Дело здесь не в нравственности или безнравственности. Проблема часто возникает тогда, когда физиологически человек созрел до сексуальных отношений, а эмоционально к ним еще не готов. И, наверное, в таком случае читать лекцию о пользе презервативов не самая уместная тема, поскольку современный молодой человек в 16 лет уже достаточно информирован об этой стороне отношений, но вот помочь ему осознать, что для него значат эти отношения, и как он может их развивать – поговорить с ним об этом не будет лишним.    

     Дочь сказала, что любит одного человека. И если мы ей будем мешать, она уйдет из дома, и мы никогда ее больше не увидим. Я ее знаю - она сдержит свое обещание. Но что делать нам? Я мягко намекнула, что сначала не мешало бы ей поступить в институт, но она похоже, слышит только себя. Что мне делать?

     А почему родители должны  препятствовать своей дочери любить молодого человека? Беспокоятся ли родители, что эта любовь помешает дочери поступить в институт? А если "да", то почему любовь должна мешать поступлению в институт? Почему, вообще, возникает эта противостояние: либо-либо? Когда, анализируя подобные ситуации, пытаешься найти причину, то понимаешь, что причина укоренена в чем-то другом, ни в том, что говорится и выдается за рациональный мотив, но скорее, в чем-то иррациональном, что не всегда осознается людьми, и о чем редко говориться. Если об этом думать, то в голову приходит, например, мысль о ревности родителей и о страхе потери и одиночества, уже упомянутом выше. Обратите внимание, с какой подозрительностью и недоверием, относятся родители к известию о том, что их дочь «любит одного человека». Заметьте, что нам ничего не говорят об этом другом, никакой достоверной информации. Нам «подают» его так, как будто мы сразу должны согласиться, что он  - Другой, некий чуждый элемент в их семье, которому, уж конечно,  наплевать на будущее их дочери (институт). Этого Другого, предъявляют нам почти как врага, который появился из мрака и хочет разрушить «все доброе и хорошее». Вам смешно? Но, к сожалению, эти мысли не просто невинные нелепости, но реальные действующие душевные силы, от которых и исходит, часто, та самая деструктивная работа («если мы ей будем мешать, она уйдет из дома, и мы никогда ее больше не увидим).

          В мою дочь влюблен весь двор. Она ведет себя как королева: за нее носят рюкзак, делают уроки. Ей все время звонят мальчики, с которыми она разговаривает таким небрежно-снисходительным тоном, что моя рука поневоле тянется к ремню. Я ей говорю, что вечно жить, пользуясь чужим расположением, нельзя – это как деньги, отложенные на время, которые потом придется отдавать. Но, по-моему, ее уже испортили эти красивые журналы о красивой жизни, которые связками продаются у нас во всех ларьках и магазинах. А слово «любовь» она воспринимает не иначе, как с юмором. Я боюсь, что моя дочь вырастет бессердечной эгоисткой.

     Давайте поймем, что "эти красивые журналы о красивой жизни» не в состоянии "испортить" ребенка. Такое поведение девочки (и отношение) к окружающим "влюбленным" мальчикам, как правило, есть результат длительного психологического развития в определенном направлении. Это развитие, повторюсь, длиться годами, и обуславливается сложным сочетанием внутренних (врожденный потенциал) и внешних (воспитание) факторов. Похоже, что девочка сформировала так называемый «нарциссический характер», 1 из основных черт которого является потребность использовать других людей для подтверждения своей "хорошести" и исключительности. В таких случаях, родительская тревога за будущее ребенка оправдана, но, к сожалению, изменить сложившийся характер ребенка они уже не могут. Определенные надежды можно возлагать на работу с психологом, но успех такой работы, во многом, будет зависеть от желания самого "пациента" измениться.

Фото : goodfon.ru