Как не навредить своей репутации на работе?

Автор
Как не навредить своей репутации на работе?

О том, как не навредить своей деловой репутации и избежать роковых ошибок, рассказывают психологи.

Потехе – час

По данным портала Superjob.ru, не менее 16% российских компаний расставались со своими сотрудниками после корпоративных вечеринок. Многие служащие словно срывают маски и показывают самые неприглядные стороны своей натуры, не задумываясь о последствиях. Почему так происходит? Безусловно, во многом "творческому самовыражению" способствует алкоголь. Самый очевидный способ сохранить самоконтроль – выпить минимум или же вовсе отказаться от спиртного. И все же многие игнорируют эту простую рекомендацию.

"В психологическом смысле корпоратив – это современный аналог средневекового карнавала или более древних языческих праздников, – объясняет утрату здравомыслия и самоконтроля юнгианский аналитик Екатерина Моисеева. – А карнавал – это событие, снимающее официальные запреты на обжорство, алкоголь, и сексуальные отношения в формах, которые обычно порицаются обществом".

В нашем коллективном бессознательном сохранилась потребность в подобных "разгрузочных днях", когда можно проигнорировать социальные условности. На корпоративе все способствует этому: бесплатные еда и спиртное, приуроченность к датам, связанным с окончанием трудового периода, забавные конкурсы, благодаря которым можно примерить на себя любую роль – стать хоть скоморохом. "Бессознательно активизируется архетип карнавала, и мы начинаем относиться к корпоративу не как к работе, а как к празднику", – заключает Екатерина Моисеева.

Интересно, что особенно трудолюбивые и амбициозные служащие имеют больший риск "сорваться". Ведь они испытывают на рабочем месте настолько сильное эмоциональное напряжение, что от подобных перегрузок у них возникают неврозы. Не удивительно, что неформальная обстановка, созданная для отдыха, таких личностей словно провоцирует оторваться по полной. Чтобы понять причины своего поведения, стоит задать себе вопрос: как я провожу время вне работы? Хватает ли мне других впечатлений, достаточно ли качественно я отдыхаю? Те, кто научится расслабляться вне офиса, сумеют избежать "нервных срывов" в присутствии руководства и коллег.

Если же неприятность на корпоративе все-таки случилась, не стоит ставить крест на карьере. Конечно, сотрудники непременно будут обсуждать "отличившегося", поэтому его главная задача – не избегать общения со сплетниками, а присоединиться к ним и вместе посмеяться над ситуацией. «Чтобы восстановить репутацию в глазах начальника, необходимо проявить инициативу, – предлагает бизнес-тренер Людмила Городничева. – Прийти в кабинет босса и сказать: "Такая история случилась со мной впервые, мне стыдно за свое поведение. Обещаю, это больше не повторится. Вы – опытный и авторитетный руководитель, и я надеюсь, что вы поддержите меня в сложившейся ситуации, не станете акцентировать на ней всеобщее внимание". Так, обращаясь к шефу с позиции Ребенка, сотрудник вынуждает его автоматически ответить на подобную просьбу как Родителя или Взрослого, а значит – поддержать и утешить. В большинстве случаев боссы реагируют именно так.

В кругу друзей

Пока мировая общественность рассуждает о праве работодателя просматривать аккаунты своих сотрудников в социальных сетях, случаи увольнения из-за "неподобающих публикаций" учащаются.

"После недели переговоров со сложным клиентом я чувствовала себя уставшей, раздраженной и злой: не удалось добиться нужных результатов. Вот и решила выпустить пар в интернете. Написала: "Какими же твердолобыми бывают некоторые бизнесмены!" – рассказывает медиа-менеджер Мария (28). – Последствием стал выговор с записью в трудовой книжке и лишение премии".

В таких ситуациях всегда важно помнить, что социальные сети хоть и не признаны официальными СМИ, однако представляют собой серьезный ресурс для вещания на достаточно широкую аудиторию. Почему же мы так неосмотрительно обращаемся с этим инструментом? Дело в том, что проще выразить "крик души" в бесконечное пространство интернета, чем разобраться со своими негативными эмоциями и направить их в конструктивное русло. Умение осознавать и проявлять свои чувства, как и многие другие важные навыки, формируется в раннем детстве.

Екатерина Моисеева объясняет, как это происходит: "Мамы выполняют важную психологическую функцию – контейнирование. Это умение почувствовать, принять и удержать те эмоции, с которыми пока не может справиться ребенок: гнев, злость, ярость, ненависть. Фактически, мама выступает в роли "контейнера", куда малыш помещает то, с чем не может совладать". Если ребенок видит, что взрослый принимает его негативные эмоции, то понимает, что злиться – нормально. И постепенно учится сам справляться с сильным аффектом. В идеале, человек создает внутри некое пространство, которое помогает ему принять свои негативные эмоции, понять, почему они возникли, скорректировать свое поведение.

Если же в раннем детстве малыш не получал должной обратной связи, то во взрослом возрасте ему сложно справляться с задачами контейнирования, он ищет какие-то внешние "емкости". Соцсети – идеальное мусорное ведро, куда можно отправить все, что раздражает и злит. Однако, не стоит забывать, что все чаще в интернете "друзьями" становятся не только наши близкие друзья, но и коллеги, партнеры, даже руководство. Поэтому любое высказывание, даже косвенно относящееся к рабочим темам, так быстро становится достоянием профессионального сообщества.

Прежде чем писать провокационный статус и разводить сомнительные дискуссии на "стене", стоит задать себе вопрос: "Зачем я это делаю в социальной сети? Что хочу получить благодаря этому поступку?" А затем записать подробно все ответы, пришедшие на ум. По мнению Людмилы Городничевой, чаще всего потребность эпатировать интернет-сообщество испытывают люди с заниженной самооценкой, которые не могут выражать себя открыто, раскрывать свой потенциал непосредственно на рабочем месте. Стоит задуматься в первую очередь о том, чего тебе не хватает для личностного и профессионального роста и как восполнить этот дефицит.

Если замечаешь, что негативные статусы о работе преобладают над остальными, встает уже другой, более серьезный вопрос: подходит ли эта профессия? Психолог- аналитик Андрей Можаров предлагает разделить отношение к работе в целом и конкретно – к работодателю: "Если чувствуешь, что в принципе устала быть, скажем, менеджером – это сигнал подумать о том, чем хотелось бы заниматься. Другое дело, когда понимаешь, что не хочешь работать в этой компании под руководством конкретных людей". Как только разберешься, в чем причина твоего недовольства, поймешь, и как решать эту проблему.

Только о хорошем

Еще одна скользкая ступенька на пути к карьерным достижениям – умение адекватно отзываться о бывших коллегах и руководстве. "К сожалению, несмотря на все усилия hr-специалистов, с каждым годом от соискателей можно услышать все больше негативных историй о предыдущем месте работы, – констатирует печальный факт Андрей Можаров. – Часто кандидаты утверждают, что бывшие организации успехом обязаны именно им, а шеф не оценил их способностей и стараний". Многие, пытаясь произвести впечатление на потенциального работодателя, слегка преувеличивают собственные достижения. Однако чаще таким поведением управляют более глубокие мотивы.

"Как правило, плохо отзываться о прежнем месте работы человека заставляет чувство обиды или вины. Вероятно, сложно справиться с этими эмоциями конструктивно, вот и "переносят" их в новый офис, создавая себе репутацию скандалиста", – объясняет психолог-аналитик. Не удивительно, что непроработанные внутренние конфликты мешают выстроить адекватные взаимоотношения с последующим работодателем.

Правильной самопрезентации в данном случае мешает еще и работа защитных механизмов психики. "Обесценивание, как и идеализация, помогает нам справиться с неоднозначностью и противоречивостью окружающего мира. – объясняет Екатерина Моисеева. – Обесценивание защищает нас от чувств, интенсивность которых может оказаться невыносимой". Например, когда не признаешь, что, несмотря на очевидные недостатки, бывший босс сделал многое для твоей карьеры, и чувство вины из-за увольнения кажется слишком тяжелым. Обесценивание все упрощает – делит мир на белое и черное. Более зрелая позиция заключается в том, чтобы воспринимать окружающих более объективно, учитывая и позитивные, и негативные качества.

Что же делать, чтобы справиться с чувством обиды, недооцененности? Людмила Городничева предлагает провести "сценарный анализ" ситуации с прошлого места работы: описать свою историю, постараться рассмотреть ее как со своей позиции, так и с точки зрения начальника. Например: "Я работала специалистом по продажам и справлялась отлично: всегда перевыполняла планы. Однако когда захотела стать руководителем отдела, шеф меня не поддержал. Обиделась и разозлилась на него: он не дал мне расти дальше. С другой стороны, понимаю: хороший "продажник" – редкий талант, эти специалисты на вес золота. На месте начальника я бы приложила все усилия, чтобы удержать сотрудника на месте, где он показывает отличный результат". Если сложно выполнить такую работу самостоятельно, стоит обратиться к специалисту, чтобы решить этот внутренний конфликт. Потому что, принося его на новое место работы, закладываешь негативный сценарий развития событий и рискуешь его реализовать.