Кризис подросткового возраста

Автор
Кризис подросткового возраста

Почему в подростковом возрасте начинается "кризис"? Кто в этом виноват? И что нужно с этим делать?

"Кризис подросткового возраста" "переходный возраст", "трудный возраст", – именно так часто называют подростковый период. Это действительно не простой период в жизни человека, когда детство уже закончилось, а до взрослой жизни еще расти и расти. В этот период, по словам многих родителей, с ребенком начинает происходить что-то непонятное, его настроение становится непостоянным, а поведение агрессивным и резковатым. Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку правильно пройти этот важный временной этап жизни?

Зачастую неугодные изменения в поведении ребенка вызывают в родителях негативную реакцию и, соответственно, способы борьбы с "плохим" поведением оформляются в наказания, от обычных нотаций до лишения свобод и даже рукоприкладства. Однако такие меры положительного результата не дают, более того, ребенок может стать и вовсе неуправляемым.

Типы отношения подростков и родителей

Эмоциональное отвержение: этот тип отношений возникает между детьми и родителями, когда взрослый, не сумев принять перемены в собственном ребенке, начинает испытывать к нему неосознанную неприязнь. Однако внутренний контроль и определенные рамки не позволяют родителю отказаться от внешнего проявления заботы, и потому безразличие к внутренним проблемам чада маскируется с помощью избыточного контроля и заботы, которые уже не нужны повзрослевшему ребенку.

Эмоциональное потворство: когда ребенок является центром жизни семьи, в подростковом возрасте родители всеми силами стараются оградить своего отпрыска от дурного влияния сверстников. Такой ребенок может реализоваться только внутри семьи, где безоговорочно признают его исключительность, однако у него наверняка возникнут проблемы в общении с ровесниками.

Авторитарный контроль: родители, полагающие, что воспитание ребенка – это дело всей их жизни, часто прибегают к практике запретов и манипулирования ребенком. В результате, получается парадокс, при котором подчинившийся ребенок в последствие не может принимать самостоятельных решений, что влечет за собой сниженную самооценку или же, в некоторых случаях, социально неприемлемые формы поведения ребенка.

Потворствующее невмешательство: при таком типе взаимоотношений, взрослые чаще руководствуются собственным настроением, нежели какими бы то ни было принципами и нормами. В таком случае уровень контроля над ребенком ослаблен, он предоставлен самому себе и в выборе компании и в принятии решений.

Причины возникновения сложностей

Откуда же появляются сложности в общении с ребенком? Виновата сама природа. Подростковый период ознаменовывается гормональным взрывом, который обуславливает изменения поведения еще вчера послушного ребенка. Подросток начинает меняться и сам себя не узнает. У него появляются первые сексуальные побуждения, с которыми ему тяжело справиться из-за отсутствия какого бы то ни было опыта, и потому он не знает, как себя контролировать. Кроме того, ускоренный физиологический рост предполагает быструю утомляемость, что негативно может сказаться на учебном процессе. У подростка может снизиться интерес к учебе, на замену которому желание научиться строить взаимоотношения с противоположным полом и реализовываться иначе.

Трудно поспорить с тем, что у взрослеющего ребенка появляется немало задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться. К этому также прибавляется снижение самооценки, частая смена настроения, сопровождающие период, и поэтому морализаторство или наказания никак не помогут вашему чаду пережить этот период легче. Ему нужны понимание и поддержка, и новые правила взаимодействия. Вы должны понять, что ваш ребенок просто вырос из детских штанишек.

Что же делать?

В этом возрасте дети хотят быть самостоятельными, хотя и не готовы полностью взять на себя ответственность за свою жизнь. Задача родителей – начать делить с ними ответственность. Подросток должен иметь право самостоятельно решать, как спланировать свой день, в какой кружок записаться, какую одежду выбрать. Родители, разумеется, могут и должны высказать свое мнение на счет его решений, но ребенок имеет полное право на то, чтобы его пожелания учитывались и родителям предстоит научиться принимать это.

Не смотря на то, что подросток способен и готов брать на себя ответственность, часто он неверно выражает свое намерение быть взрослым: не делает уроки, начинает курить, приходит домой поздно. И абсолютно очевидно, что свобода волеизъявления подростка не должна выходить за рамки здравого смысла.

Как же добиться того, чтобы он чувствовал себя самостоятельным и при этом понимал границы своих свобод?

Авторитарный стиль общения с ребенком может вызвать два типа реакции – гнев и агрессию со стороны ребенка или же ощущение собственного бессилия, проявляющееся в пассивности и безразличии к окружающему миру.

Эмоциональное потворство – тоже неуместно, поскольку не получая внимания со стороны родителей к проблемам, которые беспокоят его, подросток готов на любое поведение для того, чтобы все-таки привлечь внимание к своим проблемам.

Либеральный стиль общения более эффективен, но тут родители рискуют создать хаос в жизни своего ребенка, поскольку в этом возрасте ему все еще нужны некоторые запреты. Наиболее подходящим способом общения с подростком является авторитетный стиль. Когда ребенку предоставляется достаточно прав и свобод для проявления инициативы, но при этом он должен соблюдать определенные правила, установленные в семье.

Если же у вас, не смотря на все усилия, все-таки возникают затруднения в общении с вашими повзрослевшими детьми, обратитесь за помощью к психологу, который поможет вам разобраться с трудностями подросткового кризиса.