Financial Times: Саудовская Аравия не намерена уменьшать добычу нефти
- Автор
- Дата публикации
Цена нефти Brent падает практически безостановочно с середины июня, когда она была немного выше $115 за баррель.
Падение уже превысило 20%, т. е. начался «медвежий» рынок.
Нефть более двух лет торговалась в диапазоне $100-115 за баррель. Несколько раз цена на короткое время выходила за верхнюю границу этого коридора и один раз, в апреле 2013 г., упала ниже $100. Однако в том случае она снизилась всего до $96,75 и буквально через несколько дней вернулась в привычный диапазон.
На этот раз все не так. Цена решительно ушла под уровень $100 месяц назад и в среду, 8 октября, снижалась до $90,76, пишет Financial Times.
Причем взоры большинства участников рынка обращены на Саудовскую Аравию, которая, похоже, не собирается заметно сокращать добычу, чтобы поддержать цену нефти. Между тем всегда считалось, что именно она способна первой отреагировать на серьезное изменение рыночной ситуации: у нее есть свободные мощности, чтобы нарастить добычу, если цена поднимается слишком высоко, она способна и быстро уменьшить добычу, в частности потому, что добывает гораздо больше других стран (9,7 млн баррелей в день).
Но в прошлую среду Саудовская Аравия неожиданно понизила официальную цену, по которой продает нефть в Азию, оставшуюся фактически единственным регионом, где спрос на импортную нефть растет, пусть и не так быстро, как в прошлые годы.
Ведь еврозона балансирует на грани рецессии и спрос там низок, а сланцевый бум в СШАрезко уменьшил их зависимость от внешних поставок нефти. К тому же Канада стала активно закупать легкую нефть в США: в июле она составляла 71% импортируемой Канадой нефти, тогда как годом ранее — всего 14%. В результате перевозки нефти к берегам Северной Америки значительно сократились (плюс Канада увеличила экспорт своей тяжелой нефти), и экспортеры ведут настоящую борьбу за азиатских покупателей.
Общее мнение участников рынка относительно политики Саудовской Аравии, пишет FT, заключается в следующем: страна старается увеличить (или, по крайней мере, сохранить) долю рынка, поддерживая объемы добычи и снизив цену для Азии.
«Очевидный вывод, который можно сделать из ценовой политики Саудовской Аравии, таков: она будет конкурировать за долю рынка и больше не считает себя гибким производителем, готовым быстро изменить добычу — разве что не более чем, наверное, на 500 тыс баррелей в день, что в контексте потенциального избытка нефти (на мировом рынке) совсем немного», — говорит Дэвид Хафтон из брокерской компании PVM.
Но некоторых участников рынка подобное объяснение не убеждает: они считают, что за нежеланием Саудовской Аравии сокращать добычу стоит нечто большее, пишет FT и рассматривает две циркулирующие на рынке теории.