Рост ипотечного рынка и возобновление кредитования: как поменялась политика НБУ под руководством Кирилла Шевченко?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 1211
В июле 2020 году на пост главы НБУ был назначен Кирилл Шевченко. Уже тогда многие эксперты в Украине и за рубежом высказывали опасения о возможной смене политики Нацбанка. Масла в огонь подливали многочисленные высказывания политиков о «слишком высоком курсе гривны» и «чересчур низкой инфляции». Тем не менее, большинство этих опасений не оправдались даже с учетом «сложных» карантинных реалий, а руководство Нацбанка прогнозирует большие перемены. Затронем основные направления, в которых стоит ждать нововведений.
В июле 2020 году на пост главы НБУ был назначен Кирилл Шевченко. Уже тогда многие эксперты в Украине и за рубежом высказывали опасения о возможной смене политики Нацбанка. Масла в огонь подливали многочисленные высказывания политиков о «слишком высоком курсе гривны» и «чересчур низкой инфляции». Тем не менее, большинство этих опасений не оправдались даже с учетом «сложных» карантинных реалий, а руководство Нацбанка прогнозирует большие перемены. Затронем основные направления, в которых стоит ждать нововведений.
Возобновление кредитования
Именно этот пункт Кирилл Шевченко называл приоритетным, вступая в должность. В период с июля 2020 по февраль 2021 портфель гривневого кредитования бизнеса остался на уровне 430 млрд грн несмотря на ухудшение экономической ситуации связанное с пандемией. Большая доля кредитования пришлась на предприятия по снабжению электроэнергией, компании в сфере торговли и пищевое производство. Также было возобновлено кредитование физических лиц – кредитный портфель достиг уровня начала 2020 года. Был зафиксирован рост гривневых кредитов на приобретение недвижимости (около 11,5%), а самым динамичным сегментом стала ипотека.
Продолжается рост кличества средств в банковской системе – только депозиты физлиц увеличились на 13%. Также Нацбанк предложил отменить налог на доходы с депозитов. Этот налог появился в 2014 году в связи с дефицитом поступлений, однако в 2021 году ситуация уже стабилизировалась. Налог включает 18% НДФО, который Нацбанк планирует убрать, а также 1,5% военного сбора – его предполагается оставить, пока идут военные действия. В 2020 году Минфин не учел предложения НБУ, поэтому, отмечает Кирилл Шевченко, работа в данном направлении будет продолжена.
В целом, политика НБУ на данный момент – это политика плавающего курса. Он отслеживает спрос и предложение, инициируя соответствующие меры. Так, с начала декабря 2020 года было выкуплено более $385 миллионов.
Диалог с МВФ
При Кирилле Шевченко впервые в истории миссия МВФ в Украине проходила дистанционно. Впрочем, эксперты отмечают, что на качество работы это не повлияло. Одним из достижений стала подача в Верховную Раду закона о банках и банковской деятельности. Из-за карантинных ограничений рассмотрение закона несколько раз откладывалось, однако НБУ продолжает отрабатывать график слушаний и голосований. По состоянию на март 2021 переговоры с МВФ не увенчались успехом и новый транш не был получен, но в МВФ отметили, что НБУ выполнил все условия меморандума и претензий к нему нет.
Финансирование бюджета и укрепление гривны
В принятом бюджете на 2021 год Нацбанк видит риск фискального вытеснения. В закон заложены 497 миллиардов гривен заимствований на внутреннем рынке. При этом общая ликвидность банковской системы составляет 160–170 миллиардов. Чтобы заимствовать такую громадную сумму, все долги, которые Украина должна вернуть в 2021 году на внутреннем рынке, должны быть «переведены» в новые – так называемый ролловер. По мнению Кирилла Шевченко, вероятность 100% вложения долгов в ОВГЗ невелика. Для того, чтобы осуществить столь внушительные заимствования, Министерство финансов будет конкурировать с бизнесом за банковские средства.
В НБУ сообщают о том, что конкретной цели по поводу объема эмиссии нет. Приоритетом остаются инфляционные риски. В качестве каналов эмиссии активно используются рефинансирование и покупка валюты на рынке. В вопросах монетарной политики Кирилл Шевченко выступает сторонником традиционных методов – сокращения процентной ставки.
Какие изменения ожидают банковскую сферу?
Одним из основных направлений деятельности Кирилл Шевченко называет государственные банки, в частности, работа с NPL и регуляция рынка небанковских финансовых организаций. В целях НБУ – приватизация государственных банков, так как их 55% доля в банковской системе грозит рисками. Единственным госбанком, получившим особую стратегию от правительства, стал «Укрэксимбанк». Для остальных не остается иного выхода, кроме приватизации. В случае с «Ощадбанком» можно говорить о сотрудничестве с ЕБРР, в случае с «Укргазбанком» – с IFC.
В 2021 году планируется «предприватизационная» подготовка государственных банков. В частности, снижение доли неработающих кредитов – только в ноябре этот показатель достиг 43,3%. В дальнейшем НБУ планирует сократить уровень NPL до 20%. Как отмечает Кирилл Шевченко, к концу 2022 года банки смогут сократить объемы «плохих» кредитов более, чем на 400 миллиардов гривен. В дальнейшем необходимо защитить систему от новых неработающих кредитов – это не входит в полномочия НБУ, а относится к деятельности судебной системы, правоохранительных органов и т.д. По мнению руководителя Нацбанка, сегодня в Украине недостаточно реализована защита прав кредиторов – для того чтобы ситуация изменилась, необходима политическая воля. Если банки перестанут вкладывать в стоимость кредитов риски возможных трат на взимание залога, кредиты станут доступнее.
В сфере страхования НБУ сообщает о намерениях внедрить более современное регулирование рынка. В частности, сделать структуру собственности финучреждений более прозрачной, упростить лицензирование и внедрить рискоориентированный подход. Одним из наиболее практичных шагов стало обращение в налоговую и Минфин с целью реализации дистанционного урегулирования страховых случаев.
Кадровые перестановки при Кирилле Шевченко
После назначения нового главы НБУ структуру покинуло сразу трое членов Правления, а в составе многих департаментов и управлений сменились руководители. Многие усматривали в этом «зачистку» команды Гонтаревой и полное обновление состава Правления. Однако Шевченко не раз подчеркивал – решение кадровых вопросов не входит в список его приоритетов. Любые ротации, по его словам, проводятся по согласованию с МВФ для сохранения финансовой стабильности в стране. В дальнейшем любые обновления структуры будут происходить только для усиления эффективности НБУ. Напомним, что с 2014 по 2019 гг. руководящий состав Нацбанка обновился примерно на 80%.
Прогнозы на 2021 год: курс гривны и перспективы выхода Нацбанка на вторичный рынок ОВГЗ
Кирилл Шевченко не подтверждает прогнозы банкиров по поводу укрепления гривны более, чем на 10%, однако и не опровергает данные показатели. По его мнению, курс закладывается в бюджет на основе макропрогнозов Министерства экономики. Нацбанк может опираться только на внутренние расчеты.
В вопросах, связанных с долгосрочным рефинансированием банков, Шевченко не поддерживает идею целевого рефинансирования, так как считает его скрытой эмиссией. Нацбанк не отслеживает целевое назначение средств, выданных банкам на аукционах, – подобный опыт уже был в истории отечественных финансовых институтов и не имел успеха.
Кирилл Шевченко поддерживает необходимость цивилизованного вторичного рынка облигаций внутреннего государственного займа в Украине. При этом данный рынок не должны использовать в качестве скрытого источника финансов для госбюджета. Наличие вторичного рынка, в первую очередь, откроет его участникам возможность в любой момент получить ликвидность. О чем идет речь? Из-за ограниченности вторичного рынка инвестор, покупающий украинские ОВГЗ, фактически сталкивается лишь с одной инвестиционной стратегией «buy and hold» или «ждать погашения». По мнению Шевченко, необходимо на правительственном уровне создать институт маркет-мейкеров, оказывающих информационную поддержку инвесторам, желающим продать ОВГЗ. Инициатива не нова – так, в Министерстве финансов уже действует институт первичных дилеров. По мнению руководителя НБУ, создание схожей институции силами Нацбанка и Министерства финансов возможно уже в 2021 году.
Что ожидает сегмент потребительского кредитования?
Учитывая ситуацию с карантином и локдаунами, Нацбанк отметил существенное ухудшение качества портфеля в сегменте потребительского кредитования (показатель NPL составляет до 10%). По словам Кирилла Шевченко, именно это стало причиной увеличения веса риска до 150%. Теперь банкам будет необходимо финансировать кредиты не депозитными средствами, а собственным капиталом.
Также глава Нацбанка отмечает, что в настоящее время сложились благоприятные условия для возобновления ипотечного кредитования. Под руководством Кирилла Шевченко проводятся регулярные опросы банков – согласно полученной информации, за 10 месяцев 2020 года зафиксирован существенный рост выданных займов (23% по сравнению с данными 2019 года). Своего пика показатели достигли в третьем квартале – на 64% больше, чем за тот же период в 2019 году. При этом лишь десятая часть кредитов выдается на приобретение недвижимости на первичном рынке – риски для банков и инвесторов на вторичном рынке по-прежнему гораздо ниже. Для полного восстановления ипотечного кредитования Нацбанк планирует реализовать целый комплекс мер. Это, по словам Кирилла Шевченко, и защита прав кредиторов, и повышение прозрачности первичного рынка недвижимости, и решение проблемы моратория на взыскание налога по валютной ипотеке, и многое другое. «Мы хотим добиться того, чтобы при оценке финансового положения учитывались и доходы членов семьи физлица-должника, а также отменить требование осмотра жилой ипотеки при ее страховании», – сообщает руководитель Национального банка.
Вступив на пост главы НБУ, Кирилл Шевченко столкнулся с настороженным отношением международных институций, а также со сложностями работы в карантинный период. В целом, работа Нацбанка в 2020 году была планомерной, без радикальных изменений. Новый глава не торопится реформировать монетарную политику, считает приватизацию банков единственным путем их развития и прогнозирует быстрое восстановление ипотечного кредитования.