Мария Бурмака: Ни на один концерт ко Дню независимости меня не пригласили. Не думаю, что для этой власти я что-то значу
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Народная артистка Украины певица Мария Бурмака в эксклюзивном интервью "Телеграфу" рассказала, как отреагировала на отсутствие приглашения на концерт ко Дню независимости, как относится к артистам, выступающим в России, а также рассказала о своем новом проекте "Любимые классики".
Мария Бурмака о путче 1991-го года
Вскоре Украина празднует тридцатую годовщину независимости. Каким вам запомнился день, когда мы ее получали?
Для меня День независимости — это очень важный праздник именно потому, что независимость была выстрадана поколениями украинцев, поколениями героев. Очень много людей до этого праздника, этого дня, не дожили.
Надо понимать, что если говорить обо мне, то для меня борьба за независимость началась задолго до ее провозглашения. Это 88-89 года. Был фестиваль первый "Червона рута", где впервые был поднят сине-желтый флаг, где впервые спели гимн. После этого фестиваля меня вызвали в определенный отдел университета и угрожали исключить.
Было много историй: голодовка студентов, я там тоже была, были акции харьковских студентов, например, где пытались установить крест бойцам УНР в Харьковской области. Это был 90-й год, где милиция не выпустила даже за территорию вокзала, а мы просто со студентами стояли и пели повстанческие песни, то есть для меня это история борьбы.
Конечно, очень много людей: это украинские диссиденты, это Василий Стус, многие ждали этого и не дожили до этого момента. Что касается меня, то я дождалась 91-го года, который сейчас упоминается в очень радужных тонах, на самом деле все было более драматично.
Я помню "Червону руту" 91-го года в Запорожье, последний день фестиваля выступает на стадионе Вячеслав Чорновил. Это, кажется, 19 августа 1991 года и на следующее утро в отелях в Запорожье отключают все телефоны. Произошел путч. Все не знают что делать, все не понимают, какая ситуация. Организаторы фестиваля срочно отправляют всех, как могут, домой и, например, британская группа The Wedding Present, их отправляют поездом, на который взяли билеты в Москву, потому что они вылетели из Москвы — тогда столица Советского Союза. И меня тоже сажают на этот поезд, чтобы я ехала, так как этот поезд едет через Харьков. Каким-то образом я сообщаю своим родителям, что я еду этим поездом и приходят они на вокзал меня забрать, но я уговариваю отца ехать со мной в Москву. Дело в том, что на тот момент я уже была приглашена в Америку. Я сказала, что мне надо посмотреть, как там мой паспорт. Понятно, что это была только отговорка. И я приехала в Москву, то есть я очевидец всех тех событий, которые в Москве также происходили. Это были несколько дней такого оцепенения, потому что не было понятно, что будет вообще. Уже позже мне сказали, что были какие-то списки семей, людей, которые должны подвергаться репрессиям. В Харькове наша семья была в первой десятке.
Для меня в 91-м году, когда была акция провозглашения независимости — это для был очень личный праздник, и личный праздник моей семьи, украиноязычной семьи, интеллигенции из Харькова, которые всегда общались на украинском языке, на которых показывали пальцем и говорили, что «село и деревня», о которых говорили «буржуазные националисты» и все такое. Мы были очень заметны в Харькове. День провозглашения независимости — это был очень долгожданный день. Это день, когда была вознаграждена борьба очень многих поколений людей: художников, поэтов, историков, которых я уважала и знала, — увенчался успехом.
Мария Бурмака о своем участии в концерте ко Дню независимости
А какой была ваша реакция на то, что на концерт ко Дню независимости вас не пригласили?
Вы знаете, я не ожидала приглашения на концерт в Киеве, честно вам скажу, потому что сейчас время более попсовой музыки, музыки попсы. И я не думаю, что для этой власти я что-то значу. Думаю, что они меня не знают даже. Поэтому у меня не было очень ожиданий каких-то по поводу этого концерта. Честно сказать, вообще — нет. Но я считаю, что Украина великая. У меня никогда не было такого, чтобы я нигде не выступала на День Независимости. Но в работе артиста всегда есть момент, когда ты должен собрать себя в кулак и идти дальше. Поэтому когда это было давление, иногда это было безразличие, порой я просто не ко времени приходилась. И просто, если кому-то кажется, что постоянно со мной присутствует какой-то успех… есть немного артистов, которые имеют такой долгий путь, и они до сих пор востребованы, это просто я постоянно что-то делаю, я постоянно придумываю новые проекты, постоянно занимаюсь творчеством и удается ну может треть из всего, но просто я так много придумываю, что даже треть заметна.
Мария Бурмака о выступлениях украинских артистов в России
А как вы относитесь к артистам, которые и сейчас ездят с выступлениями в России?
Дело в том, что то, что не запрещено, то разрешено. Поэтому если нет прямого запрета, артисты конечно будут ездить, если у них есть на это воля и желание. Они не видят в этом проблему, потому что это расширение рынка, это больше денег, разумеется. Конечно мое отношение — обидно осознавать, что у человека отсутствует такая категория как совесть, ведь мне кажется, что это бессовестно ездить в страну-агрессор и выступать там так же, как бессовестно торговать с Россией. Бессовестно придумывать какие-то отговорки, что "я патриот, а там я просто зарабатываю деньги", а затем их вкладываю в благотворительность или это просто бизнес, а вообще я за Украину, но это же бизнес и все такое. То есть у артистов точно такой бизнес. Если давать оценку, то все равно.
Но у нас еще есть такая очень неприятная тенденция, когда даже среди этих артистов, некоторых артистов подвергают тотальной обструкции, а за какими-то артистами якобы этого и не замечают. Поэтому это тоже вопрос, почему одних фактически начинают полностью хейтить, и понятно почему, а другие могут сниматься в российской рекламе, и ездить туда-сюда, участвовать в концертах, и на них якобы не обращают внимания. Поэтому это такой немножко странный и неприятный для меня момент.
Полный текст интервью читайте на украинском языке.