Италия отмечает 100 лет со дня рождения Микеланджело Антониони

Италия отмечает 100 лет со дня рождения Микеланджело Антониони

100-летие со дня рождения выдающегося итальянского режиссера Микеланджело Антониони отмечают сегодня по всем Апеннинам.

Местное телевидение посвящает творчеству мастера специальные программы и ретроспективы, ряд памятных акций организованы в разных городах Италии.
В родном городе Антониони - Ферраре - сегодня состоится церемония переименования одной из площадей в его честь, а также открытие мемориальной доски на стене дома, где он провел детство и юность. В одном из центральных дворцов средневекового города - Палаццо Диаманти - начинает работу обширная выставка "Взгляд Микеланджело Антониони и искусство". Наиболее полную ретроспективу творчества режиссера начинает крупнейшая кинотека Италии в Болонье, обладающая одной из самых богатых коллекций фильмов мирового кинематографа. Программа начнется с первой короткометражной документальной ленты Антониони 1947 года "Люди с реки По".

Свой первый игровой фильм режиссер, которого называют "классиком европейского авторского кино", снял в 1950-м - "Хроника одной любви". Затем последовали "Подруги", "Крик", "Приключение" и трилогия об одиночестве и духовном отчуждении "Ночь", "Затмение" и "Красная пустыня". Последняя часть стала первой цветной картиной режиссера. Экзистенциальная проблема современного общества всегда стояла в центре творческого поиска Антониони, который сначала окончил Высшую школу экономики в Болонье. Одновременно он занимался рисованием и писал для журналов по киноискусству - в 1932 году были опубликованы критические статьи будущего режиссера с первого Венецианского кинофестиваля.

Хотя приход в большое кино Антониони совпадает с расцветом знаменитого итальянского кинотечения - неореализма, его нельзя назвать классическим неореалистом. Его стиль был ближе французскому кино "новой волны" и Алена Рене. Часто фильмы Антониони содержат элементы детектива, нотку стиля "нуар", саспенса, но на самом деле за этой обманчивой оболочкой скрывается глубокий конфликт внутри самого человека. Поэтому у Антониони разгадка преступлений и загадочных событий не становятся целью повествования, которое часто остается как будто незаконченным.

В написание почти всех сценариев Антониони сотрудничал с выдающимся драматургом Тониной Гуэррой, а его музой на экране была Моника Вити. В Италии она всегда считалась артисткой комедии, и только маэстро Антониони удалось открыть в ней талант глубокий психологической актрисы. Именно такой ее знают в России, где фильмы Антониони становились событием. Сегодня она, давно отдалившаяся от публичной жизни, будет вспоминать "своего режиссера", с котором ее связывали особые отношения.

За свою творческую жизнь Микеланджело Антониони снял 16 полнометражных фильмов, удостоенных многочисленными призами и премиями. Он неоднократно становился лауреатом Каннского, Венецианского, Берлинского фестивалей. В 1995 году режиссер был удостоен "Оскара" за вклад в киноискусство.

Антониони практически перестал работать в 1985 году, после того, как перенес инсульт. Хотя в 1995 году при помощи немца Вима Вендерса сделал свою последнюю картину "За облаками". Режиссер умер в возрасте 94 лет в Риме в 2007 году, в один день с другим гением кино - шведом Ингмаром Бергманом.