''Мосфильм'' готовится отмечать свой юбилей
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 740
"Мосфильм" готовится отметить 90-летие.
Один из крупнейших в Европе киноконцернов был создан осенью 1923 года путем слияния 2-х национализированных частных кинофабрик Ханжонкова и Ермольева. Были у "Мосфильма" и взлеты, и падения – самыми тяжелыми стали 1990-е годы. Однако студии удалось выжить и сохранить свое главное богатство – фонды. Проблем много и сегодня, но генеральный директор киноконцерна Карен Шахназаров в будущее смотрит с умеренным оптимизмом и прошлое вспоминает с удовольствием. Он лично провел для съемочной группы "Новостей культуры" экскурсию по музею Мосфильма.
"Сейчас он такой, а на экране, в кино, выглядел достоверно. И потом здесь какие-то тряпки красные, а там специально на рынке покупали мясо, обкладывали мясом", – показывает демонстрирует директор киноконцерна "Мосфильм", режиссер, народный артист России Карен Шахназаров.
Этот бык здесь – действительно один из самых занимательных экспонатов. И не удивительно, что именно с него начинает экскурсию Карен Шахназаров.
Сцену из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений" в Музее "Мосфильма" можно рассмотреть в мельчайших деталях. И убедиться в том, что ни одно животное при съемках картины Шахназарова не пострадало.
"Не убивали, нет, естественно, просто он у нас ходил живой бык, огромный", – вспоминает Карен Георгиевич.
За свои без малого 90 "Мосфильм" выпустил около 2,5 тыс. картин, каждая из которых начинается с легендарной заставки. Идея не уничтожать после съемок декорации, а дарить им новую жизнь, родилась у Карена Шахназарова 12 лет назад. И если в самом начале музейная статья в мосфильмовских сметах была убыточной, то теперь это "предприятие" приносит дополнительный доход. В год музей посещают 150 тыс.человек, в разгар сезона здесь проводят по 20 экскурсий в день.
"Вот так снимали кино. Сюда ставилась камера – это павильонный кран для съемок в павильоне. Монтажный стол, я еще работал на таком столе. Кстати, хороший был стол, наш, одесский. А это еще до столов, в 1930-е годы так монтировали", – рассказывает Карен Шахназаров.
Не все здесь списанные реликты. Многие вещи – например, осветительный прибор или камеру, созданную Василием Константиновым, а оттого получившую название "Конвас", – до сих пор можно увидеть на съемочных площадках.
"Вот уголь, он сюда вставляется, там закрепляется, искра, и он горит. Он вообще очень мощный, дает такой луч, он использовался для ПВО. Я лично их иногда использую на съемках, потому что он дает свет, который не дают современные приборы, очень такой интересный, теплый свет, – замечает Шахназаров. – На "Конвасе" я, например, в "Тигре" еще снимал некоторые кадры. Ее прикрепить на танк – ты знаешь, что с ней ничего не будет. Другая камера – танк проедет, и камеры не будет, а эта будет работать. Вот это знаменитый "Конвас".
Правда, времена, когда наша страна производила конкурентоспособное кинооборудование, давно прошли, сокрушается директор концерна. Вот и пленка доживает, по его мнению, последние месяцы – на смену ей приходит цифра. Но от негативных последствий очередной научно-технической революции в мире кино "Мосфильм", кажется, успел застраховаться.
"Мы перевооружились, мы полностью модернизировались, и сегодня "Мосфильм" оснащен самой современной техникой. Мы это делали не на бюджетные средства, мы делали это на то, что зарабатывали, вкладывали. Так что налогоплательщикам, которые у нас весьма придирчивы, мы ничего не стоили", – заверяет директор киноконцерна.
Впрочем, по мнению Карена Шахназарова, конкуренции сегодня не выдерживает не только техника отечественного производства, но и российское кино в целом.
"Я вижу, что кинематограф тихо-тихо заканчивает свое существование. Если так оно пойдет, лет через 5 вообще останемся без кино. А потом, когда спохватимся, придется вложить уже неимоверные средства, чтобы это все восстановить", – полагает он.
Гендиректор "Мосфильма" готов предложить собственную антикризисную программу, в которой будет и жесткое квотирование ввозимых в страну иностранных лент, но на первом месте в ней подготовка ценных кадров, которые шьют костюмы, готовят реквизит и способны содержать целый парк ретро-автомобилей на ходу.
"Я даже не знаю, есть ли у кого-то такие машины. А вот эту машину мы сами сделали. Точная копия Русобалта. Таких машин совсем нет, – отмечает Карен Георгиевич. – Принцип нашего музея в том, что экспонаты могут использоваться на съемках. Это не значит, что они так мертвые стоят".
Вот и сам "Мосфильм" взял разгон и лидирующих позиций на российском кинорынке не сдает. Ежегодно – и этим особенно гордится гендиректор – приносит государственной казне 300 млн руб. налогами.
"Мосфильм" существует и будет существовать. Но говорю, мы существуем во многом благодаря телепродукции, которая растет и которая очень грамотно и динамично развивается", – добавляет он.
Пусть отечественных полнометражных лент в прокате и немного, но больше половины из них так или иначе по-прежнему создаются в съемочных павильонах, монтажных аппаратных и звукозаписывающих студиях "Мосфильма" – на российской "фабрике грез" номер один.