Фильмы и книги родом из Венеции

Автор
Фильмы и книги родом из Венеции

Всем известно, что Венеция – один из редких городов, в котором искусство окружает нас повсюду.

И, видимо, поэтому число желающих писать о ней книги и снимать в ней фильмы не уменьшается. В преддверии 70-го Венецианского Кинофестиваля, который стартует 28 августа, Redigo вспоминает самые знаменитые фильмы и произведения, так или иначе посвященные этому удивительному городу, вот уже полторы тысячи лет живущему на воде, и предлагает отправиться в путешествие по его водным артериям и лабиринтам узких улочек. И, возможно, вы тоже откроете свою собственную Венецию, не похожую на ту, которую знают все.

«Турист» (2010)

Неотразимые Джонни Депп и Анджелина Джоли в самом красивом городе мира – что может быть прекраснее? Только сцены погони с их участием по главной «улице» Венеции – Гранд Каналу. Кстати, их герои впервые встречаются в знаменитой гостинице Danieli, когда-то даже служившей резиденцией дожей. А еще имя режиссера фильма – Флориан Хенкель фон Доннерсмарк – такое же, как и название старейшего в мире кафе Florian. Оно находится на площади Сан-Марко, где расположены главные достопримечательности города – Дворец дожей и собор Святого Марка. Довершает картину то, что после съемок в Венеции Джонни Депп купил себе палаццо на Гранд Канале.

«Набережная неисцелимых» (1989)

Иосиф Бродский написал это блестящее эссе, которое английский писатель Джон Апдайк назвал «чистой красотой», по заказу Комитета по охране и спасению Венеции. В нем он с особой любовью говорит о Набережной неисцелимых, расположенной в районе Дорсодуро, недалеко от Галереи Академии с шедеврами художников венецианской школы живописи. Также рядом находится великолепная церковь Санта Мария делла Салюте, построенная в благодарность жителей города за избавление от чумы. Именно из-за нее и была так названа набережная, на которой оставляли безнадёжно больных. Но на современных картах ее не найти: венецианцы хотели поскорей избавиться от воспоминаний об эпидемии, свирепствовавшей в их городе, и переименовали ее, хотя лазарет и улица с такими названием остались. А набережная вот уже много лет называется Дзаттере. Сам Бродский удостоился чести быть похороненным на знаменитом острове-кладбище Сан Микеле – в городе, который обожал.

«Смерть в Венеции» (1971)

Выдающийся фильм Лукино Висконти по одноименной новелле Томаса Манна снимался полностью в Венеции, как и требовалось по сценарию. Исполнитель главной роли Дирк Богард вспоминал, что это был сущий ад – липкая венецианская жара и требовательность знаменитого режиссера довели его до полного изнеможения. Плюс ко всему приходилось накладывать сложный грим, что занимало несколько часов. Но усилия не пропали даром: «Смерть в Венеции» стала культовым фильмом, сделав знаменитый своей непредсказуемостью город настоящей меккой для любителей утонченного декаданса. А курортный остров Лидо, на котором снимали большую часть фильма, стал еще больше цениться киноманами, приезжающими позагорать на его пляжах и окунуться в атмосферу Венецианского кинофестиваля.

«Честная куртизанка» (1992 )

Венецианские куртизанки будоражили умы (и не только) мыслителям и просто любопытным на протяжении многих веков. Они при этом еще и делились на два класса. В первый входили собственно проститутки, которые жили и предлагали свои услуги у моста Риальто. Вторым и высшим классом были уважаемые «честные куртизанки» из более высокого сословия. Они, как японские гейши, стимулировали клиентов не только физически, но и побуждали их к духовному развитию. Пожалуй, самой известной из них была Вероника Франко, про которую и написала свою книгу Маргарет Розенталь. Экранизация появилась шестью годами позже и, понятное дело, немного «подсластила» историю «честной куртизанки», но осталась верна основным фактам: Вероника и правда была вынуждена заняться этим ремеслом, блестяще защищала себя перед инквизицией и победила в суде, и у нее действительно был роман с французским королем Генрихом III. А еще она издавала книги и сама писала стихи и письма, полные тонкого юмора, за которым скрывался острый и все подмечающий ум.

«Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989)

Режиссером третьей части приключений бесстрашного археолога опять выступил Стивен Спилберг, актерский состав тоже был блестящий: в роли Индианы Джонса – конечно же, Харрисон Форд, Шон Коннери сыграл его отца, чудаковатого профессора Генри Джонса-старшего, а юного Индиану поручили Риверу Фениксу. В фильме герой Форда приезжает в Венецию на поиски Святого Грааля, преследует неизвестно откуда взявшихся врагов, пытавшихся его убить, а также пытается найти своего пропавшего отца. И заодно распутывает клубок заговора, который плетет его очаровательная помощница. А в самой ударной сцене вылезает из-под земли около церкви Святого Варнавы. Кстати, никакой библиотеки, где он ищет факты о Граале, в церкви нет – ее построили специально для съемок. И дыру, из которой Индиана Джонс вылезал на свет божий, тоже специально вырыли, а потом замуровали. Фильм, кстати, пользовался бешеным успехом и собрал около полумиллиарда долларов в прокате.

«Крылья голубки» (1902)

Генри Джеймс писал этот роман, чтобы до последнего дня поддерживать жажду жизни в его любимой кузине, которая была обречена на раннюю смерть от туберкулеза – неизлечимой болезни в начале ХХ века. Писатель черпал вдохновение для романа, когда гостил в готическом палаццо Барбаро на Гранд Канале. В нем в разные времена жили и творили художники Тьеполо и Моне, поэт Браунинг и многие другие представители европейской богемы. Именно этот палаццо стал прообразом дворца Лепорелли, где устроила бал одна из главных героинь романа - наследница огромного состояния, молодая американка Милли Тил. Роман был восторженно принят публикой и критикой и считается одним из высших достижений Джеймс . В двадцатом веке его трижды экранизировали – в 1951, 1981 и в 1997 годах. Последняя киноверсия была самой успешной и принесла Хелене Бонэм Картер номинацию Киноакадемии за лучшую женскую роль.

«За рекой в тени деревьев» (1950)

Этот роман – не самое известное произведение Эрнеста Хемингуэя, но, тем не менее, очень важное для него в личном плане. Ведь главного героя – пожилого отставного полковника Ричарда Кантуэлла – он писал явно с себя. Хемингуэй, как известно, очень любил бывать в Венеции. И, пожалуй, чаще всего его можно было увидеть в знаменитом Harry’s Bar недалеко от пьяццы Сан-Марко. Неудивительно, что именно в этом баре происходит часть действия романа. Сегодня в Harry’s Bar все так же подают знаменитое карпаччо, названное в честь художника Витторе Карпаччо, любившего использовать в своих работах насыщенный ярко-красный цвет. И наливают «Беллини» - смесь просекко и персикового пюре - названный в честь венецианского художника Джованни Беллини. Его изобретателю и тогдашнему хозяину бара Джузеппе Чиприани розовый цвет получившегося коктейля напомнил тогу святого с одного из полотен великого художника. Нынешним посетителям бара полезно будет знать, что спрашивать о ценах здесь считается моветоном.