Брюссель был и остается одной из наиболее "горячих" зон шпионажа

Брюссель был и остается одной из наиболее "горячих" зон шпионажа

Об этом рассказал глава Службы безопасности Бельгии Ален Винантс.

Брюссель был, есть и будет одним из крупнейших центров притяжения шпионов со всего мира. Об этом рассказал в интервью порталу "Юропианвойс" (Europeanvoice) глава Службы безопасности Бельгии (VSSE) Ален Винантс. Бельгийский контрразведчик самокритично признался, что на подконтрольной ему территории работают, "даже не десятки, а сотни" иностранных агентов. Естественно, главными объектами интереса шпионов всего мира являются не рецепты бельгийского пива и шоколада, которые, кстати, этого вполне заслуживают, а деятельность брюссельских штаб-квартир Евросоюза и НАТО.

"В Бельгии шпионская активность, в частности, агентов из России и Китая, а также других стран, остается на том же уровне, что и во времена "холодной войны", - отметил Винантс, добавив, что это обусловлено высокой концентрацией в Брюсселе иностранных дипломатов, бизнесменов и представителей международных организаций, что создает идеальные условия для вербовки агентов и сбора самой разнообразной информации не только о деятельности брюссельских структур, но и о секретах любой страны, входящей в ЕС или НАТО.

В то же время, Винантс отметил, что "наивно полагать, что только такие государства, как Россия, Китай или Иран, ведут шпионаж". По его словам, чаще всего иностранные агенты приезжают в страну под видом журналистов, дипломатов, студентов или бизнесменов. Помимо сбора данных, они нередко различными способами "пытаются оказывать влияние" на принимаемые в ЕС или НАТО решения, подчеркнул глава Службы безопасности.

Следует отметить, что сообщество российских журналистов в Брюсселе неоднократно сталкивалось с подозрительностью бельгийских спецслужб, с чем, в частности, связаны чрезвычайно длительные (до 8 месяцев) сроки выдачи долгосрочных виз для работы в Брюсселе, а также сложности с продлением вида на жительства и получением аккредитации. Если у служб безопасности ЕС или НАТО возникают подозрения о двойной деятельности иностранного гражданина, эти данные передаются бельгийской службе контрразведки, которая проверяет эту информацию, и, если она подтверждается - высылает иностранного гражданина из страны.

Винантс заявил, что с момента его вступления в должность главы Службы разведки Бельгии в 2006 году, самым крупным шпионским скандалом стало дело чиновника Херманна Сима, которого обвинили в шпионаже против Эстонии и НАТО в пользу России в 2009 году. Примечательно, однако, что официальных претензий к РФ ни со стороны альянса, ни со стороны Эстонии не последовало. Тогда же из Брюсселя были высланы двое дипломатов постпредства России при НАТО. Альянс объяснил свой демарш подозрениями в "деятельности, не соответствующей статусу дипломата", формально увязав ее с делом Сима. Комментируя эту историю, глава службы контрразведки Полиции безопасности Эстонии (КаПо) Александр Тутс заявил, "уровень активности шпионов против его страны остается на том же уровне, что и в годы "холодной войны".

Впрочем, главного эстонского контрразведчика немедленно "срезал" Дмитрий Рогозин, который в то время был постпредом России при НАТО: "В годы "холодной войны" Эстония была республикой СССР и всех шпионов туда засылала не Россия, а наши нынешние партнеры из стран НАТО". Рогозин назвал решение альянса о высылке российских дипломатов "провокацией", отметив "неспособность службы безопасности НАТО отличить иностранных разведчиков от карьерных дипломатов".

Российский постпред счел подоплеку этого конфликта чисто политической, отметив, что высылка российских граждан явно стала "компенсацией наименее дружественным России странам-членам НАТО, за восстановление в полном объеме отношений альянса и РФ, которые были частично блокированы после операции по принуждению Грузии к миру, после ее атаки против Южной Осетии в августе 2008 года".

Связь этих двух событий была очевидной - генсек НАТО проинформировал Рогозина о высылке двух его подчиненных 30 апреля 2009 года - сразу после завершения первого заседания Совета Россия-НАТО после почти 9-месячного перерыва с августа 2008 года. Кроме того, информация об инциденте немедленно была "слита" в западные СМИ, что также свидетельствует о политическом заказе. Таким образом, у бельгийской контрразведки впереди действительно много работы, как по выявлению настоящих шпионов, так и по изучению отличий шпионов от дипломатов и представителей других профессий.