Новый британский премьер обещает реформы в корпоративном управлении
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Новый британский премьер Тереза Мэй намерена повысить социальную ответственность бизнеса, ограничить зарплаты топ-менеджеров, а также возможности для враждебных поглощений крупнейших британских компаний.
Т.Мэй вела свою кампанию на пост премьера под лозунгом "страна для всех, не только для избранных", после того как избиратели на июньском референдуме ясно дали понять, что хотят перемен в обществе. Голосование показало разобщенность граждан по социальным, региональным, национальным, возрастным признакам.
В ходе предвыборной кампании Т.Мэй, чтобы повысить социальную справедливость в британском обществе, предложила ввести представителей работников в советы директоров, установить обязывающее для компаний голосование по вопросу о вознаграждении менеджменту, ужесточить контроль за уклонением бизнеса от налогов. По ее словам, увеличивающаяся зарплата топ-менеджмента "создает иррациональный, нездоровый и постоянно растущий разрыв между тем, что получают работники компании, и ее руководители".
Т.Мэй предлагает обязать компании раскрывать целевые показатели, установленные для CEO в рамках бонусного плана, а также повысить прозрачность данных о соотношении между вознаграждением боссов и средней зарплатой работников.
"Если я говорю, что бизнесу надо меняться, это не против бизнеса", - подчеркнула она.
Британская организация CBI, представляющая интересы бизнеса, призвала премьера обсудить сначала ее предложения, в частности, идею ввести рабочих в советы директоров, с самим предпринимательским сообществом.
Представительство сотрудников в советах директоров не является новостью для многих стран континентальной Европы. В частности, в Германии в крупных корпорациях такое представительство установлено на уровне 50%.
В Великобритании, как и в США, стандартной процедурой в последние годы стало необязывающее голосование акционеров по вопросу о вознаграждении менеджменту. Однако оно проводится только раз в 3 года, и лишь в небольшом числе случаев акционеры дают CEO "черную метку". В то же время во Франции недавно был принят закон, по которому такое голосование должно быть ежегодным, а его результаты - обязывающими.
В Великобритании, по данным High Pay Centre, средний руководитель крупной британской компании зарабатывает более 5 млн фунтов в год, что в 183 раза превышает среднюю зарплату в стране (в США аналогичный показатель - 300, хотя еще в 1965 году он не превышал 20 раз).
Вопрос об уровне вознаграждения CEO еще с большей остротой встал на повестку дня на фоне последних данных об увеличении выплат менеджменту. Особенно это заметно в банковской сфере: зарплата (включая все формы вознаграждения) 20 самых высокооплачиваемых банкиров в мире выросла в прошлом году на 7,6%, в то время как прибыль их организаций - лишь на 4,2%, свидетельствуют данные Financial Times. В 2014 год рост выплат был 0,5%.
В США CEO крупнейшего банка в среднем получает $20,7 млн, в Европе - $10,4 млн. Глава компании из индекса S&P 500 в среднем заработал $12,4 млн, на 8% меньше, чем в 2014 г.
По данным PwC, в компаниях из индекса FTSE100 средний уровень бонусных выплат по сравнению с максимально возможным уровнем с 2012 г. неизменно составляет 72%, что заставляет усомниться в эффективности связки между премиями и показателями развития бизнеса.
После финансового кризиса в США и Европе была проведена реформа системы вознаграждений менеджмента, чтобы более жестко привязать выплаты к результатам работы. В Великобритании с этой целью, в частности, часть премиальных выплат в банках может откладываться теперь на срок до 10 лет, в ЕС размер бонусов был ограничен 100-200% от размера фиксированной зарплаты.
На этом фоне всеобщее возмущение вызвала выплата 7 млн евро бывшему гендиректору Volkswagen Мартину Винтеркорну, при котором разгорелся разорительный для компании дизельный скандал.
В Великобритании уже действует требование к компаниям раскрывать сравнительные данные о зарплате топ-менеджеров и сотрудников. Однако на практике это не повлияло на сокращение разрыва между выплатами (оно составляет 122 раза) и на повышение прозрачности бизнеса. Компании стараются раскрывать данные в более выгодном для них свете, в частности, исключают данные в отношении малооплачиваемого персонала и сотрудников из других стран.
В США с этого года вводится требование о раскрытии компаниями соотношения средней зарплаты в компании в целом и выплат топ-менеджменту.
Норвежский суверенный фонд, являющийся крупнейшим в мире, объявил, что будет оказывать публичное воздействие на директоров компаний, зарплату которых он считает завышенной.