Год правления Франсуа Олланда: не мы такие, жизнь такая
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Франсуа Олланд победил на президентских выборах во Франции. Изменилась ли с того момента Пятая республика?
Ровно год прошел с тех пор, как лидер находившейся долгое время в оппозиции Французской социалистической партии Франсуа Олланд победил на президентских выборах во Франции. Изменилась ли с того момента Пятая республика? Безусловно! Но стали ли эти перемены результатом реформ нынешнего президента? Вряд ли. Еще на старте предвыборной гонки лидер ультраправого Нацфронта Марин Ле Пен, выступая перед своими сторонниками, говорила, что программы Олланда и баллотировавшегося на второй срок Николя Саркози похожи. Отличия сводились лишь к срокам выполнения тех или иных обещаний, при этом оба политика выступали за восстановление докризисных темпов экономического роста, повышение активности Франции в Европе и мире, вывод войск из Афганистана, борьбу с безработицей и т.д.
Фактически инициативы любого придерживающегося умеренных взглядов политика, который пришел бы к власти в мае прошлого года во Франции, были ограничены суровыми экономическими реалиями, в которых тогда находилась и по сей день пребывает Европа. Не стал исключением и Олланд. Когда в декабре прошлого года президент вынужден был признать, что не сумел повернуть кривую безработицы вспять и выполнить одно из своих ключевых обещаний, его сподвижники наперебой бросились доказывать всем, что им приходится решать проблемы, доставшиеся в наследство от предыдущих властей.
Доля правды в их словах была. Тот же уровень безработицы начал стабильно ползти вверх еще при Саркози. 13 января прошлого года - ровно за 100 дней до президентских выборов - международное рейтинговое агентство "Стандард энд Пурс" (Standard & Poor's) понизило высший рейтинг кредитоспособности Франции на одну отметку. Госдолг республики под конец 2012 года увеличился до рекордных 85,8 проц ВВП - около 1,717 трлн евро, а дефицит бюджета по итогам 2011 года составлял 90,8 млрд (5,3 проц). При этом темпы роста французской экономики были мизерными - в среднем около 0,1 проц.
Учитывая все это, в марте прошлого года экс-президент, выступая не пресс-конференции по итогам весеннего саммита ЕС, торжественно заявил, что Евросоюз "не вышел еще из экономического кризиса, но уже переворачивает страницу кризиса финансового". Если вспомнить недавний банковский коллапс на Кипре, то можно смело констатировать, что перелистывание это несколько затянулось.
Так что у пришедших к власти социалистов - а под контролем левых сил оказались еще и обе палаты парламента - работы было, что называется, непочатый край. При этом вариантов решения текущих проблем было немного. Вот, например, вывод войск из Афганистана: Олланд пообещал завершить этот, заметим, начатый еще предыдущими властями процесс в 2012 году. При этом Саркози планировал вернуть своих солдат на родину в 2013 году. Под конец года премьер- министр Франции Жан-Марк Эйро заявил, что миссию французских войск в Афганистане официально можно считать завершенной.
Получается, что экс-президент ошибся в расчетах? В действительности в Афганистане в текущем году еще находится порядка 1,5 тыс французских военных. Они не участвуют в боевых действиях, а занимаются транспортировкой во Францию боевой техники, оставшейся после вывода основной части контингента. Власти твердят, что обещание выполнено...
Аналогичная ситуация и в экономике. Олланд, как и Саркози, обещал к 2013 году сократить дефицит бюджета до 3 проц ВВП, выполнив тем самым положения базового документа еврозоны - Пакта стабильности и роста. Недавно Еврокомиссия дала Парижу двухлетнюю отсрочку на выполнение этой задачи. Комментарии, на наш взгляд, излишни.
Любопытно, но за несколько дней до второго тура президентских выборов французский Институт предприятий сообщил, что и Саркози, и Олланд не до конца просчитали расходную часть своих предвыборных программ. Касаясь плана реформ лидера социалистов, экономисты указали на то, что, если он станет главой государства, то в ближайшие пять лет ему понадобятся 104 млрд евро, чтобы сформировать бездефицитный бюджет к 2017 году. В то же время сам Олланд, напомнили эксперты института, заявлял о привлечении дополнительно только 29 млрд евро за счет новых налоговых сборов. Остальные средства предполагалось сэкономить, сократив расходы. "Но это можно сделать лишь при условии того, что темпы роста экономики страны будут высокими", - отмечалось в исследовании.
Изначально обещания нынешнего главы государства казались экспертам чересчур амбициозными, если не сказать несбыточными. Так что, не стоит удивляться тому, что нынешний французский лидер через год своего правления побил все рекорды непопулярности: 76 проц французов, согласно последним опросам общественного мнения, разочаровались в действиях главы государства.
При этом почти все принятые нынешним президентом Франции меры по борьбе с кризисом вызвали неоднозначную реакцию общества. Так, повышение налогов - самый легкий способ достижения сбалансированного бюджета - вызвало негодование некоторых зажиточных граждан страны. Они никак не могли взять в толк, почему должны расплачиваться своими кровными за предвыборные обещания президента. Из-за роста фискальных сборов в стране стало невыгодно развивать крупный бизнес. Что уж и говорить про нашумевший закон о легализации однополых браков и разрешении таким парам иметь детей - митинги против него продолжаются и по сей день. При этом документ может постигнуть та же учесть, что и признанный Конституционным советом противоречащим конституции закон о введении налога в размере 75 проц на доходы свыше 1 млн евро. Это будет новый удар по имиджу президента, но большой роли это не сыграет, так как еще одну свою инициативу он реализовал, пусть и только на бумаге.
Впрочем, причина столь низкого рейтинга Олланда, по мнению политологов, отнюдь не в том, что он не смог выполнить свои предвыборные обещания, а в том, что за последние годы жители Франции, изможденные экономическим кризисом и уставшие от пустых обещаний, все меньше доверяют своей политической элите. При сравнении рейтингов популярности других французских лидеров прослеживается отчетливая тенденция. Так, действиями Валери Жискар д'Эстена (президент с 1974 по 1981 годы) по итогам первого года у власти были недовольны 29 проц жителей Франции. Франсуа Миттераном (1981-1995 годы) - 38 проц респондентов. Жаком Шираком (1995-2007 годы) - уже 57 проц, а Николя Саркози (2007-2012 годы) - 63 проц.
Олланд занял пост президента в неподходящий момент. В момент, когда не политики определяют вектор экономического развития, а когда экономика диктует им условия игры.
Корр. ИТАР-ТАСС Илья Баранов,
Париж, 7 мая.