Генетики получили доказательства каспийских корней европейцев

Генетики получили доказательства каспийских корней европейцев

Предками европейцев оказались народы степей Прикаспия, а не турецкой Анатолии, как полагают некоторые историки.

Индоевропейцы считаются предками почти всех народов Европы. Генетики получили очередные доказательства их каспийских корней. Масштабный анализ останков древних людей показал, что индоевропейцы жили около Каспийского моря, а вовсе не в Турции, и являлись представителями так называемой ямной культуры юга России и Украины.

Напомним, что на сегодняшний день существует две общепринятые гипотезы о происхождении индоевропейской языковой семьи, о которых мы уже упоминали, – "анатолийская" и "каспийская".

В 2012 году журнал Science опубликовал статью, в которой истинность анатолийской гипотезы доказывалась биологическим путем, однако уже в этом году генетики из университета Копенгагена под руководством Эске Виллерслева (Eske Willerslev) получили доказательства в пользу каспийской теории. Для этого ученым понадобилось "воскресить" геномы более ста индоевропейцев, проживавших в разных уголках Евразии как свыше шести тысяч лет назад, так и в более поздние периоды.

Выяснилось, что первые индоевропейцы Центральной и Восточной Европы, принадлежавшие к культуре боевых топоров, в генетическом плане ближе всего не к анатолийцам, а к ямной культуре. Последние жили на территории Ставрополя, Казахстана, Южного Урала и Украины. Именно они уже давно считаются предками индоевропейцев сторонниками каспийской гипотезы.

Еще одним косвенным доказательством в пользу "каспийцев" можно считать и то, что ямочная культура имела генетическую связь и с афанасьевской культурой, представители которой проживали на Алтае и Южной Сибири в бронзовом веке – когда происходило расселение индоевропейцев по Евразии.

Все это также объясняет и открытый не столь давно генетический парадокс, свидетельствующий о генетической связи американских индейцев и современных европейцев (индейцы Америки делят с ними порядка 20% генов), и непохожести индейцев на современное население Чукотки и Сибири.

Представители ямной культуры – об этом говорит глубокий генетический анализ – ответственны за ряд новых черт, которые были в большой редкости для жителей Европы до прихода индоевропейцев. Как пояснили Виллерслев и его коллеги, в общеевразийский генетический фонд ими был добавлен ген, связанный со светлым цветом кожи и карими глазами, а также те участки ДНК, которые отвечают за способность переносить лактозу в молоке во взрослом возрасте.

Это стало серьезной неожиданностью для ученых, поскольку до этого момента предполагалось, что человечество научилось потреблять молоко довольно давно – около 13-11 тыс. лет назад, когда люди из охотников-собирателей превратились в земледельцев. Выходит, что молочное скотоводство достигло Европы и Азии не вместе с мирно настроенными земледельцами с ближнего Востока, но вместе с воинственными кочевниками-скотоводами из прикаспийских степей.