Ученые впервые создали искусственную рибосому

Ученые впервые создали искусственную рибосому

Биологи впервые за всю историю человечества создали искусственную рибосому Ribo-T, часть клетки, ответственную за сборку белковых молекул.

"Фабрика белков" способна использовать в синтезе даже те аминокислоты, которые не предусмотрены в генетическом коде мРНК. Работа ученых описана в издании Nature. Ученые впервые смогли создать полноценно функционирующую рибосому, часть клетки, которая синтезирует белки из аминокислот. Описание труда молекулярных биологов доступно в издании Nature. Рибосому под названием Ribo-T разработал с коллегами Александр Манкин из фармакологического Колледжа Иллинойского университета в Чикаго.

В природе рибосома состоит из двух частей, которые существуют в клетке параллельно и объединяются во время синтеза белков, после чего вновь расходятся. Искусственная Ribo-T состоит также из двух субъединиц, но после формирования белков они не разъединяются.

Биологи сравнивают рибосому с фабрикой-кухней или шеф-поваром, который может приготовить множество блюд по "рецепту", заложенному на генетическом уровне в РНК. Искусственная "фабрика белков" открывает ученым путь к созданию таких белков, которых нет в природе. Исследователи провели удачные испытания Ribo-T в клетке бактерии, рибосома успешно функционировала и поддерживала жизнь бактерии даже тогда, когда родные рибосомы и гены, связанные с ними, удалили. Создание искусственной рибосомы открывает перед учеными обширное поле деятельности, от создания суперсовременных лекарств до производства небелковых полимеров.