Ученые установили, что мозг человека был образован благодаря гену

Ученые установили, что мозг человека был образован благодаря гену

Примитивные рыбы "рассказали", откуда у человека мозг.

Ученые с помощью исследования самых древних позвоночных, миног, установили, что мозг человека был образован благодаря гену Anf/Hesx1, близкому к своему "собрату" - Xanf. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Scientific Reports.

В ходе исследования ученые изучили ДНК миног, которые являются примитивными беспозвоночными рыбами длиной 10-100 сантиметров. Ранее исследователи уже обратили внимание на ген Xanf: он отвечает за рост передней части зародыша лягушек. Именно благодаря Xanf у животного формируется мозг.

Теперь же исследователи предположили, что одна из модификаций Xanf может отвечать за рост мозга и черепа у человека и других позвоночных. Долгое время подтвердить это допущение не получалось, но теперь исследователям удалось вырастить зародыши миног Lethenteron camtschaticum, после чего специалисты извлекли из их голов молекулы РНК, вырабатывающиеся клетками при "чтении" генов. Затем было собрано множество коротких цепочек ДНК.

Изучение последовательностей ДНК позволило понять механизм формирования мозга у миног. Оказалось, что за это отвечает аналог гена Xanf – Anf/Hesx1. В сравнении с более сложными позвоночными, "мозговой" ген у миног активируется на более позднем этапе развития существа. Именно поэтому миноги обладают столь малым мозгом.

Ученые считают, что ген Anf/Hesx1 появился примерно 550 млн лет назад и сыграл одну из важнейших ролей в эволюции позвоночных. Именно благодаря ему, если верить представленным выводам, человек получил мозг в его нынешнем виде.