Существуют ли вещи, о которых мы никогда не узнаем?

Автор
Существуют ли вещи, о которых мы никогда не узнаем?

Есть 2 диаметрально противоположные точки зрения на этот вопрос.

Мартин Гарднер и Патрисия Черчленд, скорей всего, в жизни не видели друг друга, но оба стали авторами книг на одну и ту же тему: "Сможет ли человечество когда-либо полностью постичь природу всех вещей, явлений и понятий нашего мира?" В этой статье пойдет речь об их точках зрение.

Мартин Гарднер, который умер в 2010 году, был американским писателем и популяризатором науки (в особенности, математики и философии), автором более 70 работ — книг, очерков, эссе.

Гарднер был уверен в том, что познать мир до конца человек не может, и это не зависит от уровня развития науки — ни в наше время, ни в будущем. Некоторые вещи, утверждал он, слишком сложны по своей природе, чтобы быть доступными к пониманию: как зародилась жизнь, суть времени, есть ли свобода воли, и т. п.

"Ни один философ, — писал он в своей посмертно опубликованной автобиографии, — из ныне живущих или живших когда-либо не имел и не имеет ни малейшего представления о том, как работает ум, сознание или время. Было бы невероятным высокомерием утверждать, что эти вещи могут быть полностью поняты".

Гарднер отдавал дань умственным способностям людей и возможностям изобретенных ими научных приборов, однако был уверен в том, что существуют непреодолимые ограничения глубины человеческого понимания:"Как шимпанзе не способна и никогда не будет способна извлечь квадратный корень из числа, так и человек никогда не осознает природу множества аспектов мироздания (но это почему-то его не смущает). Я убежден, что свойства нашей Вселенной так сложны, что никакой живой ум не в состоянии постичь их в полном объеме. Некоторые тайны обречены вечно оставаться тайнами".

"Невежество — это просто невежество", — виртуально оппонирует Гарднеру Патрисия Черчленд, американский философ канадского происхождения, специалист в области философии сознания, в своей работе "Болевая точка". Если вы чего-то не знаете, убеждена Черчленд, это вовсе не означает, что вы не будете знать этого никогда.

"Настоящее высокомерие — полагать, что если ваш мозг не в состоянии понять какое-либо явление - значит, оно в принципе не может быть понято. То, что вы можете или не можете осознать, — всего лишь характеристика вашей собственной личности, а не глубоко метафизический факт об устройстве Вселенной".

Черчленд приводит довольно очевидные примеры: на протяжении многих столетий люди были убеждены, что разобраться в сложных вещах, таких как землетрясения, атомы, вулканы или микробы невозможно, — и потому относили их на территорию божественного. Однако со временем эти вещи и явления были объяснены, и теперь осознать их нетрудно даже ребенку."Мы искали, — пишет она. — Мы исследовали. Мы проверяли. И мы узнавали. Люди, утверждающие, что мы не сможем проникнуть мыслью в пока еще слишком сложные для нас понятия, поворачиваются спиной к Знанию. Они попросту трусы".

Роберт Кралвич, научный корреспондент и блогер, подводит итог этого спора:"Мы никогда не узнаем, сможем ли узнать все, и в этом-то и прелесть. Мы не знаем, доберемся ли до финальной точки, но продолжаем движение. Развитие науки неравномерно: она то плетется еле-еле, то летит на всех парусах, но важно понимать — ее смысл заключается именно в движении, а не в итоге, к которому следует прийти. Даже зная, что всего постичь невозможно, смогли бы мы погасить тягу человечества к познанию? Нет. Мы хотим продолжать искать".