Думу смешать и блокировать

 Думу смешать и блокировать

Какие поправки в закон о федеральных выборах обсуждает администрация президента.

Возврат к смешанной избирательной системе, разрешение на создание избирательных блоков с одновременным введением для них повышенного проходного барьера и сбора подписей для непарламентских партий – по таким правилам, возможно, будет выбираться новая Дума.

Администрация президента проводит активные консультации с экспертным сообществом по вопросу реформы законодательства по выборам в Государственную думу. "Обсуждаются различные варианты. Вопрос того, как может и должна меняться избирательная система, безусловно, стоит в повестке дня", – сказал глава Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский, недавно покинувший администрацию президента, где курировал именно координацию с экспертным сообществом.

Впервые о реформе системы выборов в Госдуму заговорили в конце декабря 2011 года в своем послании Федеральному собранию экс-президент Дмитрий Медведев, заявив о необходимости усилить связь между депутатами и регионами и разделить страну на "225 округов", от каждого из которых будут выбираться 2 депутата. В январе-феврале, пока в недрах администрации разрабатывался текст законопроекта, эксперты, которых привлекали к работе, говорили , что новый 1-й замглавы президентской администрации Вячеслав Володин считает более верным возврат к смешанной системе выборов, когда 225 депутатов избираются по партийным спискам с 5% проходным барьером, а 225 – по одномандатным округам.

Многие эксперты тогда всерьез начали говорить о возвращении на выборах одномандатных округов, а некоторые – о грядущем установлении биноминальной избирательной системы, изобретенной в период правления военной хунты во главе с Аугусто Пиночетом: согласно ей страна делилась на 2-мандатные округа, по итогам выборов в которых кресла доставались партиям, получившим 1-е и 2-е место.

Вопреки этим ожиданиям, в апреле в Госдуму из Кремля поступил законопроект, вызвавший общее недоумение: страну предлагалось разделить на 225 округов, от каждого из которых избирается 2 депутата, однако выборы проводить по партийным спискам. Документ оказался единственным в пакете обещанных Медведевым реформ, который Госдума так и не рассмотрела.

"Действительно, такой закон лежит в Госдуме, и к нему есть много вопросов, так как, судя по отзывам, система предлагается довольно непрозрачная и непонятная для избирателя, это самое худшее для системы, – характеризует медведевскую задумку Бадовский. – Избиратель должен четко понимать связь между своим голосованием и тем, кто именно получает депутатский мандат. Я думаю, что в ближайшее время может актуализироваться возврат к смешанной избирательной системе, а также разрешение на формирование блоков. При этом логично, что если такой возврат произойдет на федеральном уровне, то и на региональном уровне от выборов исключительно по партийным спискам надо будет отказаться".

Околокремлевский эксперт считает, что нынешняя ситуация, при которой процедура регистрации новых партий предельно упрощена, а сами политические силы освобождены от сбора подписей для участия в выборах, должна быть изменена: этому поможет "укрупнение" системы.

"Есть 2 варианта построения избирательной системы, чтобы она была гармоничной: или вы ставите серьезные критерии и фильтры на этапе регистрации партий, однако после регистрации она свободно может участвовать в любых выборах, или же партиям дают регистрироватсья в заявительном порядке, однако для участия в выборах устанавливаются квалифицирующие признаки, например, возвращается тот же сбор подписей", – объясняет Бадовский.

О 2-м варианте "фильтра" для участия в выборах весной активно говорил глава фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев, когда принимался закон, упрощающий регистрацию новых политических партий. Воробьев предлагал, чтобы в региональных выборах разрешалось участвовать тем партиям, которые уже показали себя на местном уровне и обзавелись своими муниципальными депутатами, а в федеральных – тем, у кого есть хоть одна фракция в любом региональном парламенте.

Вопрос возврата к сбору подписей возникает и при обсуждении возвращения предвыборных блоков, продолжает Бадовский: "Для того, чтобы на выборах не распылялись голоса и они оставались представительными, для создания блоков должен быть стимул в виде тех же подписей, которые нескольким маленьким партиям собрать вместе проще, чем поодиночке. Но и проходной барьер для блоков должен быть выше, чем для партий: если для последних он может составлять 3-5%, то для блоков он должен быть 7-10%", – говорит Бадовский.