Бандиты, наркотики и тотальная свобода: как начинались рейв-вечеринки в Киеве (часть 3)
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 888
Torba Party сделала электронную танцевальную музыку в Украине всенародной
Есть разные версии, как в Киеве девяностых начинались первые рейв-вечеринки. "Телеграф" написал собственную историю рейва по-украински: от первых мероприятий в столичных галереях и сквотах, которые устраивали художники, до первых вечеринок Torba Party, которые навсегда изменили только нарождающуюся клубную культуру Украины. Сегодня — заключительная часть этой увлекательной и абсолютно правдивой истории.
Что было дальше
Первым ночным клубом Киеве называют "Плей-Оффс", открытый в гостинице "Либідь" на Галицкой пл. (тогда еще пл. Победы). История его уходит во мрак начала 90х. Это было заведение для нуворишей: первых долларовых миллионеров Киева — в общем, скорее "Клуб "Коттон" из фильма Френсиса Форда Копполы про мафию, чем клуб в его сегодняшнем представлении. И вот в эти пафосные клубы для господ в малиновых пиджаках партизанскими методами начало проникать рейв-движение.
Мы нашли очень интересный формат. Думаю, что для Киева он был уникальным. При гостиницах "Мир" и "Лыбидь", где еще с советских времен существовали вполне современные бары, возникали такие себе ночные клубы с казино и танцполом вместимостью до 500 человек. Но владельцы этих клубов не совсем понимали, что с ним делать. Концепт был такой: "пацаны" приходят играть в казино, а их девочки пока потанцуют. В клубах "Фламинго" и "Плей-Оффс" мы задержались надолго. Чтобы вечеринки были доступны для богемной тусовки, мы печатали флаеры с 50% скидкой. А всем остальным приходилось покупать довольно дорогие входные билеты.
Алексей Ковжун
"Флаер как коммуникация, создающая впечатление о проекте, стал новомодной фишкой в городской среде, — рассказывал Виталий Улицкий изданию EGO. — Помню, как на вторую "Торбу" мы сделали флаер, который представлял собой вкладыш для аудиокассеты с цитатами играющих диджеев. А саму кассету с треками можно было приобрести уже на вечеринке".
Поскольку рейв-сцена выросла из художественного андеграунда, на вечеринках уделялось немало внимания визуальной составляющей. Не удивительно: киевская богема и творческие работники с самого начала принимали активное творческое участие в клубной жизни. Художница-аниматор и завзятая тусовщица Лена Зуева вспоминает, как работала над афишами и флаерами (пригласительными со скидкой) для вечеринок. Кинодокументалист, историк кино Олег Чорный — о том, как совместно со своим коллегой Геннадием Хмаруком создают первые виджей-сеты. На рейв-вечеринках появляются братья-боксеры Виталий и Владимир Кличко, футболист Андрей Шевченко, медиаменеджер и кинопродюсер Александр Роднянский. Таким образом из субкультуры киевский рейв становится частью светской жизни.
С начала нулевых Киев отхватывает клубная лихорадка. На Днепровской набережной открывается "Бразилия", там играют хаус — самый модный жанр для обеспеченной публики. А марте 1998 года по адресу Нижний Вал, 55, гостеприимно стартовал более андеграундный клуб "Ultra": здесь крутят самую популярную музыку среди "продвинутой" публики. (Например, питомцев лейбла Ninja Tune, экспериментирующих с джазом.) Для публики попроще работает "Диско-2000" в парке Нивки.
Со временем электронная танцевальная музыка, преимущественно транс, прекращается в мейнстрим – то есть в массовый, доступный вид развлечений. В новом тысячелении в Киеве уже проводились постоянные клубные вечеринки по пятницам и субботам, со своими резидентами – диджеями, "приписанными" к определенному клубу. Появляются промоутерские группы и бренды вечеринок. Экспаты, работающие в Украине в нулевые, удивляются: маргинальный во всем мире жанр у нас звучит буквально отовсюду. "Мне кажется, это взрыв рейва привел к тому, что танцевальная культура вошла в мейнстрим и очень органично там закрепилась", — суммирует Алексей Ковжун.
Что это было?
Рейв-вечеринка – это неверотно эмоциональное потрясение даже на трезвую голову. И даже на фоне свойственного десятилетию культурного шока от столкновения с мировой культурой во всем ее разнообразии. Для многих девяностые стали пресловутыми годами выживания и разгула преступности, в то время как молодежь наслаждалась свободой и открывала для себя мир. Не удивительно, что все участники этого праздника жизни вспоминают первое десятилетие киевского рейва с теплой ностальгией.
Torba Party создала первое сообщество людей, которые мыслили не как потребители, а как создатели культуры — диджеи, дизайнеры, художники, перформеры. Ее влияние было не в коммерческой плоскости, а в идеологическом эффекте: оказалось, что Украина способна создавать собственную современную культуру — без спроса, без импорта и без копирования запада. Это был "стартап свободы", который запустил волну локального креатива и сделал рейв символом новой, независимой идентичности.
Виталий Улицкий
"Torba Party была часть мировой рейв-культуры и имела для этого все необходимые атрибуты", — резюмирует с высоты сегодняшнего дня DJ Derbastler (Иван Москаленко).
Ранее "Телеграф" писал о главных скандалах 100-летней давности, связанных с французскими сюрреалистами.