Как музыка из "Криминального чтива" стала культовым саундтреком (видео)
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 5817
Празднуем негромкую дату — 30 лет назад в нашу жизнь вошли саундтреки
Когда фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" добрался к нам на видеокассетах, такого понятия, как "саундтрек" в массовом обиходе еще не существовало. Советская фирма "Мелодия" выпускала пластинки в серии "Музыка из кинофильмов", на которых были записаны, например, песенные опусы из надоевшей не меньше советской власти "Иронии судьбы".
Феноменальный успех "Криминального чтива" сделал саундтрек с экзотическим в наших краях сёрф-роком безумно популярным — как и музыку Горана Бреговича к фильму Эмира Кустурицы "Аризонская мечта". (В июне 2005 года Wedding and Funeral Orchestra Горана Бреговича даже отыграл бесплатный концерт на Михайловской площади в Киеве.)
"Телеграф" вспоминает, как создавался и вошел в моду саундтрек "Криминального чтива".
Рок-н-ролл для настоящих ковбоев
"I love you, Pumpkin — I love you, Honey Bunny", — этим диалогом двух самых обезбашенных и, как оказалось, самых везучих грабителей в Лос-Анджелесе в исполнении Тима Рота и Аманды Пламмер начинается самый знаменитый саундтрек в новейшей истории кино.
Возможно, такое сильное эмоциональное воздействие фильма на зрителя, которое совершенно не ослабело за последние 30 лет, раскроет маленький секрет "творческой мастерской" Тарантино: он сочиняет сцену для своего фильма под заранее подобранную мелодию. Таким образом режиссер создает особое настроение, как бы программируя восприятие зрителя.
Чтобы найти характер фильма, я перебираю свою фонотеку. Поставить "Misirlou" в титры — значит мгновенно задать бешеный темп и бросить вызов всему фильму.
Квентин Тарантино
Так настроение всего фильма задал энергичный и немного комичный сёрф-рок — инструментальные рок-н-роллы, которые исполнялись на пляжных вечеринках серферов в Южной Калифорнии шестидесятых годов. Такой экзотический жанр музыки Тарантино выбрал вполне сознательно: на его вкус, сёрф-рок звучит как "рок-н-ролльный" Эннио Морриконе, композитор его любимых спагетти-вестернов. Так называют феномен европейского кино шестидесятых, когда благодаря дешевизне Голливуд начал активно снимать фильмы в Италии и Югославии, что привело к подъему национального кино в СФРЮ (так называемая "Югославская черная волна") и появлению множества вестернов производства Италии. Благодаря спагетти-вестернам стал звездой Клинт Иствуд.
Точно также определеющим жанром следующего фильма Тарантино, несправедливо разруганной "Джеки Браун" стали фанк и соул семидесятых из блексплотейшн-фильмов: кино, которое снималось чернокожими кинематографистами для "черных" зрителей.
И точно также Тарантино задумал концептуальный саундтрек еще для своих дебютных "Бешеных псов". Чтобы объеденить разрозненные песни разных исполнителей в единое целое, он придумал радиопрограмму "Суперхиты семидесятых Кей-Билли", которая звучит фоном. (В роли диджея радиостанции выступил комик Стивен Райт, звезда сериала "Хорас и Пит".) Зато теперь каждый раз, когда в ухо влетает невинный поп-хит 1973 года Stuck in the Middle with You, перед глазами встает танцующий с бритвой маньяк в исполнении Майкла Медсена — и мороз по коже обеспечен.
Воскрешая легенды
Музыкальным супервайзерам компании Miramax, на которой снималось "Криминальное чтиво", пришлось совершить подвиг, "отмывая" для фильма права на нужные песни, но им это удалось. За исключением единственного хита почти забытой американской поп-группы The Knack под названием "My Sharona". Согласно легенде, Тарантино хотел использовать песню в сцене спасения от двух садистов героем Брюса Уиллиса чернокожего гангстера в исполнении Винга Реймса. Но прочитав сценарий, музыканты The Knack якобы в ужасе отказались.
А зря. У Тарантино особый талант — воскрешать карьеры забытых культурных героев, как тот же исполнитель задорной мелодии "Misirlou" Дик Дейл. После премьеры фильма уважаемый, но локально известный 58-летний музыкант проснулся мегазвездой. Впрочем, все к лучшему: благодаря хулиганской мелодии "Comanche" сцена в подвале только выиграла, потому что выглядит еще смешнее.
Так кто же был первым?
Считается, что новаторством Тарантино, который относился к изданию саундтреков к своим фильмам так же внимательно, как и к созданию самих фильмов, стали также фрагменты диалогов, вставленные между треками альбомов.
Конечно, после "Криминального чтива" использовать фрагменты диалогов в саундтреках стало таким же стандартом, как ставить в конец фильма титр "Конец фильма". Но диалоги появлялись на пластинках и раньше: например, в саундтреке фильма 1964 года "Грек Зорба" с великим Энтони Куинном в главной роли.
Будем справедливы: и альбомы саундтреков становились хитами продаж задолго до криминального чтива (конечно же, в Америке, не у нас). Например, как нас уверяет издание Billboard, музыка к фильму "Вестсайдская история" в 1962-1963 годах продержалась в американском хит-параде рекордные 54 недели. А диск "Телохранителя" с песнями Уитни Хьюстон разлетался как горячие пирожки целых двадцать недель.
Но победителей не судят. I Will Always Love You, конесно же, прекрасная песня. Но музыку из "Криминального чтива" до сих пор можно найти во множестве сетевых и не только плейлистов, а пластинки — в любом виниловом магазинчике Киева.
Ранее "Телеграф" писал, какими были первые и лучшие рок-клубы Киева.