Электронный билет в Украине: Рада проголосовала за закон

Автор

Во вторник, 17 января, Верховная Рада поддержала законопроект, по которому за городские транспортные услуги можно будет рассчитаться единым электронным билетом.

Что именно предлагает новация, как, где и когда ее внедрят.

Принятый законопроект об е-билете — это внедрение автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте. Суть закона, как пояснила советник министра инфраструктуры Яаника Мерило — позволить городам самостоятельно (без "указа сверху" со стороны Кабмина или профильного министерства) внедрять эту систему. Это означает, что каждый отдельный город сможет по собственному желанию и в зависимости от своей финансовой состоятельности и хозяйственной активности определять, как организовать электронную систему предоставления транспортных услуг в городе.

На сегодня готовы взяться за внедрение е-билета: Киев, Днепр, Винница, Харьков, Одесса, Ужгород, Чернигов, Черновцы, Николаев, Херсон, Луцк, Ивано-Франковск, Черкассы, Житомир, Краматорск, Каменец-Подольский, Белая Церковь, Павлоград, Тростянец, Долина, Буча.

Как будет выглядеть система

Ориентировочная модель — система, как в киевском метро: турникеты, электронные билеты. Но здесь она рассчитана только на один вид транспорта. А в планах — ввести ее единой для всех видов транспорта, причем и для частных перевозчиков тоже. Как пояснила советник министра — частники работают по договору с городской властью и обязуются перевозить и льготные категории граждан. И для надежного учета льготников, а следовательно и компенсации, предусмотренной законодательством, введение единой системы было бы в их интересах. Плюс ко всему — е-билет дает возможность избегать различных ситуации со злоупотреблением пассажиров и дискриминацией со стороны водителей: система сама будет считывать данные с карточки и водитель не сможет решать, насколько пассажир льготник. Кроме этого, мошенникам станет значительно труднее подделать "льготные проездные".

Транспорт — не предел

Рассчитаться электронной картой за транспортные услуги — не конечная цель проекта. Впоследствии, по словам Мерил, будет возможность подключить к карте и другие электронные услуги городской власти.

Когда и где е-билеты начнут работать

Срок внедрения в каждом отдельно взятом городе будет зависеть от решения органа местного самоуправления. Так же от этого зависят и все другие детали: вид системы, разработка соответствующего программного обеспечения, изготовление собственно е-билетов: власть сама будет определять вид, формы носителей, порядок обращения и регистрации проездных документов, утверждать правила пользования городским пассажирским транспортом.

По информации Яаникы Мерило, Львов сейчас наибольше готов, имеет уже около года и карточки, и соответствующую систему. Днепр также приобщиться к внедрению системы в ближайшее время.

"Билетное" принуждение или нет?

Яаника Мерило подчеркнула: нюанс законопроекта в том и состоит, что закон позволит внедрить в городе такую систему учета, но не обязывает это делать. Если какой-то город решит, что ему это не нужно — то и не будет вводить у себя эти е-билеты в ближайшее время, или вообще никогда.

Е-билеты и гости городов

Для иногородних предусмотрено приобретение или полноценного е-билета или временного, который можно будет пополнять на любую сумму в зависимости от потребности.

Е-билет и льготники

Законопроектом предусмотрены обязательные е-билеты для льготников в населенных пунктах, которые введут у себя автоматизированную систему оплаты. При этом — все льготники получат е-билет бесплатно.