Загадка "советского "Титаника". Как в СССР погибли более 400 человек и почему до сих пор неизвестна точная причина катастрофы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 8728
В этой трагической истории роковым образом совпали жизненные обстоятельства, ошибки и халатность капитанов
Эта страшная по результатам история с катастрофой и гибелью 423 граждан СССР на пассажирском лайнере "Адмирал Нахимов" поздно вечером последнего дня лета, 31 августа 1986 года, и сегодня продолжает обрастать мифами. А также мистическими и конспирологическими версиями. Ведь КГБ скрывал масштабы и ход трагедии в Цемесской бухте в четырех километрах от Новороссийска.
В полной мере спецслужбам Страны Советов это не удавалось, ведь в коммунистическом государстве уже полным ходом шла перестройка. И она, несмотря на все попытки лидера Михаила Горбачева, в 1991 году похоронила Советский Союз. Который никто уже не защищал…
"На теплоходе музыка играла"
29 августа 1986 года лайнер вышел из порта приписки – Одесса – и начал круиз в Батуми с остановками в Ялте, Новороссийске и Сочи. Возвращение в Одессу планировалось 5 сентября.
31 августа в 14:00 судно пришвартовалось у причала порта Новороссийск, туристы высыпали на берег – пошли на экскурсии и прогулки по городу. "Адмирал Нахимов" по расписанию должен был отправляться в Сочи в 18:00, однако по неизвестной причине (для всех, кроме капитана, одессита Вадима Маркова, о чем ниже) все еще стоял на рейде бухты Новороссийска.
Впрочем, на "Адмирале Нахимове" было достаточно развлечений. Бесконечные танцы в ресторанах и кафе; на верхней палубе тоже, как в советской песне, "на теплоходе музыка играла". Многие туристы уже готовились смотреть новый художественный фильм "Я любил вас больше жизни".
Как "Берлин" стал "Адмиралом Нахимовым"
…История лайнера, который во время катастрофы под Новороссийском был уже довольно почтенного возраста (51 год), весьма интересна. Еще в 1925 году на берегу реки Везер на верфи города Бремен в Веймарской республике было спущено на воду огромное судно, получившее название Берлин. Более десяти лет его использовали на трансатлантических рейсах в качестве круизного лайнера. В 1938 году на "Берлине" взорвался отопительный котел – погибли 19 человек.
В начале Второй мировой войны его отремонтировали и переоснастили в плавучее санитарное судно. 29 января 1945 года вблизи Свинемюнде (современный польский город-порт Свиноуйсце) на Балтике пароход, участвовавший в эвакуации военных и гражданского населения из Кенигсберга (Восточная Пруссия) в Померанию, подорвался на мине. Однако он был подтоплен и не затонул полностью из-за малой глубины на рейде вблизи острова Рюген. Абсолютное большинство людей было спасено.
После капитуляции нацистской Германии, согласно решению Комиссии по репарациям, "Берлин" достался СССР. Его со второй попытки подняли с глубины 13 метров и отправили на верфь в Восточной Германии, где в 1947 году приступили к его ремонту. Через десять лет пароход, уже получивший новое название – "Адмирал Нахимов", передали Черноморскому морскому пароходству (ЧМП); Одесса стала портом приписки, а значит, в экипажах постоянно большинство составляли наши земляки – граждане УССР.
"Адмирал Нахимов" выполнял дальние рейсы – в Саудовскую Аравию, Алжир, Эфиопию, а также на Кубу (отец автора, военнослужащий, в трюме судна был отправлен на революционную Кубу осенью 1962 года). После планового ремонта в порту Варны (Болгария) в апреле 1985 года начались разговоры о списании с баланса ЧМП. Однако эта идея (или, скорее, версия) о последнем рейсе возникла уже в ходе расследования.
Роковая задержка
Итак, в 22:00 началась подготовка к отплытию. Убрали трап, и наконец подъехал автомобиль с генерал-майором КГБ Анатолием Крикуновым и членами его семьи – женой, дочерью и внучкой. В 22:10 пароход (897 пассажиров и 343 члена экипажа) отчалил. Именно в эти часы к Цемесской бухте приближался балкер (разновидность сухогруза) "Пётр Васёв" с почти 28 638 тоннами ячменя, следовавший из канадского порта Бе-Комо в провинции Квебек.
Именно задержка с отправкой "Адмирала Нахимова" в рейс имела роковые последствия. Капитан пассажирского лайнера Вадим Марков с подачи поста регулирования движения судов пригласил капитана балкера Виктора Ткаченко пропустить их первыми. (На самом деле "Адмирал Нахимов" должен был уступить.) Тот вроде дал согласие, однако продолжал двигаться тем же курсом, не сбавляя скорость…
А тем временем с приборами произошла странная ситуация. Они не сообщали о возможной аварии. К тому же Вадим Марков после 22:47 пошел в свою каюту с намерением навесетить почетного гостя из КГБ (Анатолий Крикунов погибнет вместе с семьей, в отличие от капитана лайнера). Управлять судном остался второй помощник капитана Александр Чудновский…
Система средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП) на сухогрузе была даже для того времени весьма примитивная. Время приема сигналов до выдачи результатов составляло полминуты, а время уточнения данных целей – как минимум три минуты. Роковые минуты…
Интересно, что у Ткаченко была в морском сообществе неоднозначная репутация любителя острых ощущений. Когда ему доложили, что два судна находятся слишком близко, он ответил: "Прибор показывает красивое расхождение!"
Столкновение
В 23:12 произошло столкновение. "Пётр Васёв" на скорости 5,4 узла (10 км/ч) врезается в правый борт "Адмирала Нахимова", войдя в корпус пассажирского парохода в средней части. Пробоина в 84 м2 не оставляла шансов пассажирскому лайнеру. В свою очередь балкер получил не столь серьезные повреждения, и груз остался сухим.
Экипаж на мостике не объявил тревогу, пароход уже через 20 секунд после аварии потерял электроснабжение – энергетическая установка была затоплена. Судно стремительно уходило под воду (из-за жары во многих каютах были открыты иллюминаторы; в некоторых номерах находились маленькие дети, которых родители заперли на ключ и поднялись на верхние палубы). Началась паника, люди метались…
Спасательная операция
Удалось спустить на воду только одну шлюпку с левого борта. Спасательных жилетов не хватало. Люди падали и скатывались с покосившихся палуб; также падали незакрепленные скамейки, шезлонги, бочки, сметавшие на своем пути людей.
Весь имеющийся в порту флот и плавсредства следовали на место катастрофы. Людям сбрасывали спасательные плоты, веревочные лестницы, спасательные жилеты и круги… В операции по спасению пострадавших участвовали 64 судна Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны, а затем и вертолеты ВВС. На помощь вышел теплоход на подводных крыльях "Комета-57", который брал спасенных с буксиров и доставлял их в порт Новороссийска. В общей сложности он перевез 248 человек!
Героически вели себя водолазы, некоторые парни испытывали проблемы с психикой из-за того, что видели на затонувшем судне. Погиб командир взвода водолазов-разведчиков, мичман Юрий Полищук. А последний живой человек был найден через 15 часов после катастрофы…
На глубине 47 метров погибли 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа), все граждане СССР. Абсолютное большинство погибших были гражданами еще советской Украины – 267 человек, из них 51 член экипажа. Всего на момент катастрофы на "Адмирале Нахимове" находились 1243 пассажира и члена экипажа.
Арест и приговор
Второго сентября 1988 года капитанов обоих судов взяли под стражу. Экспертная комиссия, которую жестко контролировала правительственная комиссия, возглавляемая влиятельным членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым, опросила 11 членов экипажей.
Капитан "Петра Васёва" Виктор Ткаченко, по мнению экспертов, "нарушил Устав службы на судах Минморфлота СССР и международные правила по предотвращению столкновения судов. Он " допустил чрезмерно опасное сближение судов, пренебрег данными визуальных наблюдений вахты на мостике и обращение к нему вахтового помощника парохода "Адмирал Нахимов", не выполнил своих обещаний уступить дорогу, упустил время для совершения маневра по безопасному расхождению судов, проявил неоправданную самоуверенность и небрежность в управлении судном".
В свою очередь капитан парохода "Адмирал Нахимов" Вадим Марков "в условиях сближения с другим судном, не согласовав лично с капитаном сухогруза порядок расхождения, преждевременно покинул мостик. Не проконтролировал действия вахтенного помощника при сближении и расхождении судов. Проявил самоуспокоенность и безразличие к событиям на мостике".
Оба капитана были обвинены по статье 85 УК РСФСР "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта" (катастрофа произошла на территории России) и приговорены к 15 годам лишения свободы. Суд проходил в Одессе в марте 1987 года. Гейдар Алиев под давлением родственников погибших даже пообещал, что один из капитанов будет приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Однако старший следователь Генпрокуратуры СССР по особо важным делам Борис Уваров отказался менять статью. В 1992 году капитаны судов были помилованы.
Версии катастрофы
После Чернобыльской катастрофы прошло чуть больше трех месяцев, и коммунистический режим снова наступил на старые грабли: советские люди находились в информационном вакууме. "Первая ласточка" в советских СМИ – очень короткое сообщение на Центральном телевидении появилось 1 сентября вечером: "На Черном море в Цемесской бухте вблизи Новороссийска произошла авария". Никаких сообщений о погибших не было.
Лишь 3 сентября 1986 года в органе ЦК КПСС, газете "Правда" опубликовали небольшое официальное сообщение, где в общих чертах описывалась сама авария (не катастрофа) и спасательные работы. И снова ни одного слова о большом количестве погибших. Выжившим запретили присылать панические телеграммы. Все отслеживали работники почты под наблюдением "людей в штатском".
Версий катастрофы много. На самом же деле смешалась и человеческая — в значительной степени преступная — халатность, ошибки экипажей судов. Возможно, имел значение фактор геомагнитной аномалии, мощная солнечная активность в этот день. Через несколько часов после трагедии в Цемесской бухте в западной части Черного моря произошло мощное землетрясение. И сегодня "Адмирал Нахимов" находится на дне на глубине 47 метров. 64 человека так и остались спать вечным сном на борту затонувшего пассажирского лайнера…