Академик от земли: кто позволил разворовать участки НААН и почему государство не может их вернуть

Читать на украинском
Автор

Сотни тысяч гектаров государственной земли, которой распоряжалась Национальная академия аграрных наук, исчезли неизвестно куда. Урожайность земель академии на треть хуже, чем частных. А президент НААН Ярослав Гадзало хвастается, что его академия — едва ли не самое лучшее научное учреждение в мире.

На днях Специализированная антикоррупционная прокуратура направила в суд очередной обвинительный акт, касающийся правонарушений, связанных с землей Национальной академии аграрных наук (НААН). В деле фигурируют предприятия из структуры НААН — Опытное хозяйство "Ставидлянское" и "Торговый дом НААН", руководство которых нанесло ущерб государству более чем на 28 миллионов гривен.

Каждое из таких уголовных дел, связанных с землей НААН, характеризуются одной интересной особенностью: в них могут наказать кого угодно, кроме руководителей самой Национальной академии. Те каждый раз "не знают", чем занимаются их подчиненные. В это можно было бы поверить, будь таких случаев один или два. Но на сегодняшний день их набралось десятки, если не сотни. А нанесенный ущерб достигает многомиллиардных сумм.

Но президент НААН Ярослав Гадзало делает вид, что все в порядке. Хотя именно он согласно уставу академии, как самоуправляющегося органа, ответственен за каждый метр украденной земли и за каждую противоправную сделку в подчиненных ему предприятиях.

Исторически сложилось, что после обретения независимости Национальная академия аграрных наук стала крупнейшим землевладельцем в Украине. В 1991 году подчиненным ей институтам и хозяйствам принадлежало более 707 тысяч гектаров государственной земли. Для сравнения, на сегодняшний день все государственные земельные с/х активы составляют 806 тыс га.

С 1991 года часть из этих 707 тыс га была разделена на паи, а еще часть, похоже, просто испарилась. Так, к началу 2020 года в постоянном пользовании НААН оставалось 465 тысяч гектаров земли. Но проведенный Счетной палатой аудит обнаружил, что в земельный кадастр внесено лишь 320 тысяч га земель академии. Где исчезла еще треть земель (а это 145 тысяч гектаров) – вопрос, который следует адресовать руководству НААН. Прежде всего задачка для ее непотопляемого президента Ярослава Гадзало.

В академики между капелек

Гадзало личность для украинской науки по-своему уникальная. Путь к президенту НААН он держал (согласно его публичной биографии) преимущественно не через науку, а через хозяйственные и чиновничьи должности. Побывал заместителем главы колхоза, директором частных агрофирм, депутатом районного и областных советов, функционером областной администрации и даже замминистра. Параллельно, как-бы, занимался и наукой, но о каких-либо его выдающихся достижениях в этой сфере не слишком известно.

Судьба стать руководителем крупнейшего украинского землевладельца, Нацакадемии аграрных наук, улыбнулась Гадзалу еще при Януковиче — в далеком 2013 году. Через 5 лет, в 2018 году, он гордо заявлял, что НААН еще как минимум на сто лет останется главным научно-методическим центром по обеспечению высокотехнологичного развития АПК.

Но на самом деле дела в Академии уже тогда были совсем плохи – по данным Счетной палаты урожайность на землях НААН (оставшихся к тому времени) была на 35% хуже, чем в среднем по Украине. Только из-за этого государству был нанесен ущерб почти в 1,5 млрд грн в 2018 году и 1,3 млрд грн в 2019-м. При этом принадлежащее НААН недвижимое имущество находилось преимущественно в критическом состоянии. Из почти 1,1 млн. кв. м общей площади — 772 тыс. кв. м были совершенно непригодны, а еще 284 тыс. кв. м хотя и пригодны, но не использовались.

Впрочем, прокуратура считает, что на самом деле урожайность земель НААН была не столь плохой. Там подозревали, что показатели урожайности умышленно занижались, а часть собранной из земель НААН продукции шла "налево", обеспечивая дополнительные миллиардные "доходы" академиков во главе с Ярославом Гадзало.

Но самую большую "прибыль", вероятно, приносили земельные схемы. Часть схем реализовывалась открыто под патронатом самих руководителей НААН (например, схема выделения земли "своим людям" в с.Гатном под Киевом, которую академики благословили собственными подписями). Другая часть – когда Гадзало и Ко изображали страусов, пряча головы в песок, и делая вид, что не замечают схематоз у себя под носом. Не замечали, конечно же, не просто так.

Результатом, как уже упоминалось, стали почти 150 тысяч "пропавших" гектаров государственной земли. При этом сам Гадзало, конечно же, не бедствовал. По данным УП, земельные схемы могли приносить главе НААН и его подельникам около 20 миллионов долларов ежегодно. В связи с этим в июле 2023 года в элитное имение Гадзало с обысками посетила СБУ. Обыски были связаны с делом, которое еще раньше открыла Генпрокуратура по фактам злоупотреблений в НААН.

Обыски в скромном жилище главного аграрного академика Ярослава Гадзало /УП

Это дело не единственное, где Гадзало фигурирует лично. В декабре 2020 года СБУ заявила, что Гадзало был разоблачен на получении взятки в виде элитного автомобиля. По данным правоохранителей, он получил внедорожник Volkswagen за включение соискателя в список на замещение вакансии академика.

Прокуратура позже рассказала, что кроме авто могла быть и другая взятка — Гадзало обвинили вымогательстве в 4 млн грн. за не увольнение с должности руководителя одного из подчиненных предприятий.

Сейчас в собственности Гадзала и его семьи — официально находится "всего" две квартиры (178 и 123 квадратных метров), 2 жилых дома (65 и 380 квадратных метров), несколько тысяч квадратных метров земли и чуть более миллиона в гривнях на счету. Но неофициально имущества, конечно, может быть гораздо больше. Учитывая и имущество, которым он пользуется вне декларации.

Еще в 2019 году "Схемы" рассказывали об отсутствующей в декларации академика элитной квартире на столичном Печерске, куда служебные машины регулярно подвозили руководителя НААН. Позже правоохранители во время обыска обнаружили в ней 100 тысяч долларов наличными. Деньги, как собственно, и квартиру, "взял" на себя сын Гадзало. Правда, журналистам он заявил, что "не помнит", как покупал элитную недвижимость, а деньги, якобы, одолжил.

Не нуждаются и другие родственники Ярослава Гадзало, которые благодаря ему обзавелись лакомыми кусками земли. Причем эта земля "при содействии" Ярослава Гадзало была выделена из фондов, принадлежавших подчиненным НААН предприятиям. В частности, известно, что дочь Гадзало и ее муж Юрий Черник еще в 2013 году получили участки, принадлежавшие ГП ИХ "Чабаны" в селе Гатном на Киевщине.

Это резонансное дело уже несколько лет ведут НАБУ и САП. Все доказательства в нем, казалось бы, бесспорны – президиум НААН, в составе которого был и Гадзало, согласовал своими подписями раздачу участков родственникам и "правильным" чиновникам. Но оно, как и дела о взяточничестве, как и другие дела в отношении Гадзала – пока закончилась для главного аграрного академика ничем – наказания он так и не понес.

Как Гадзало "обошли" по делу в Гатном

Напомним, дело касается хищения 15 гектаров особо ценных земель Госпредприятия ИХ "Чабаны" Национального научного центра Институт земледелия Национальной академии аграрных наук в селе Гатное, что под Киевом.

Как отмечает НАБУ, в течение 2013-14 руководство НААН проигнорировало требования законодательства и без согласования с КМУ и без согласия парламента приняло решение о прекращении права постоянного пользования земельными участками ГП "Чабаны". Проще говоря – "академики" дали предприятию официальное благословение отказаться от земли, как от ненужной.

Далее включилось Госсмагентство и соответствующим приказом землю отобрали у предприятия документально. В результате сделки 138 участков элитных земель оказались в частных руках, а государству был нанесен ущерб на 44 миллиона гривен.

Когда НАБУ, так сказать, "пиарило" это дело в 2019 году – в нем было 5 главных подозреваемых, среди которых и Ярослав Гадзало. Бюро даже выпустило специальную мультимедийную статью, где в деталях изобразило схему и участие в ней руководства НААН.

Схема причастных лиц к хищению земли в с.Гатном /НАБУ

"В результате такого решения участки перешли в собственность заранее определенных лиц. Среди получателей участков не только подозреваемые и их близкие, но и сотрудники СБУ, должностные лица НААН, Министерства аграрной политики и других органов власти. В общей сложности эти лица получили 138 участков", — отмечало НАБУ.

Но потом стало известно, что из списка подозреваемых исчез целый ряд важнейших фигурантов. Это как раз пять человек из руководства Национальной академии аграрных наук (среди них Гадзало) и руководители подчиненных ей институтов.

Речь шла о следующих лицах:

- президент НААН (на время совершения преступления – вице-президент) – Ярослав Гадзало;

- директор Института садоводства НААН (на время совершения преступления – первый вице-президент НААН) – Игорь Гринак;

- первый проректор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (на время совершения преступления – вице-президент НААН) – Игорь Ибатуллин;

- вице-президент – главный ученый секретарь НААН (на время совершения преступления – академик-секретарь отделения НААН) – Анатолий Зарышняк;

– директор ННЦ Институт виноградарства и виноделия им. В.Е. Таирова НААН – Вячеслав Власов.

То есть получается, что через несколько лет расследований Гадзало вывели из-под удара. Внезапно оказалось, что у обвинения "недостаточно доказательств", чтобы доказать причастность вышеупомянутых должностных лиц НААН к незаконным схемам. 18 мая 2020 года заместитель Генпрокурора закрыл уголовное производство по этим лицам "в связи с не установлением достаточных доказательств для доказательства виновности лица в суде и исчерпыванием возможности их получить". 01.04.2021 генпрокурор Ирина Венедиктова попыталась реанимировать обвинения в отношении Гадзало и Ко, отменив предыдущее решение, но 20.05.2022 прокурор САП снова закрыла производство с подобным обоснованием.

Это не значит, что в деле совсем не осталось подозреваемых – их достаточно. Как пишут расследователи из "Трансперенси Интернешнл", это, в частности, Роман Кучер, эксначальник управления государственного земельного кадастра ГУ Госземагентства в Киевской области; Станислав Губин, экс-заместитель начальника ГУ Госземагентства в Киевской области; Иван Шевченко, эксзаведующий отделом ННЦ Институт земледелия НААН; Александр Ищук, эксдиректор ГП "ИХ "Чабаны"; Виктор Каминский директор ННЦ Институт земледелия НААН; Ануш Балян вице-президент НААН; Светлана Ковтун эксглавный ученый секретарь НААН; Виталий Оборский, сотрудник СБУ; Василий Петриченко, экспрезидент НААН.

И все же главная "рыба" — сам Гадзало — из невода НАБУ и САП, как видим, ускользнула. Кстати, часть оставшихся по делу обвиняемых "академиков" фактически виноваты в том же, в чем и Гадзало – они лишь поставили свои подписи под разрешением на вывод земли из собственности НААН. Но им почему-то повезло меньше Гадзало.

Можно долго дискутировать о том, почему так произошло и почему главный академик не понесет наказание за схематоз в подконтрольном ему органе. Самая очевидная причина – статус причастных к незаконным сделкам лиц.

Во-первых, это сам Гадзало, который на сегодня остается распорядителем второго по размеру куска земли в Украине. Заметим, что за последние несколько лет часть земель НААН была передана в распоряжение ФГИУ, однако в пользовании академии до сих пор находятся 277 тысяч гектаров. Фактически это гигантское непаханное поле для коррупции, во главе которого стоит Гадзало. И, судя по всему, такую "удобную" фигуру просто не хотят убирать с доски.

Во-вторых, что касается непосредственно Гатного, следует упомянуть, кому именно были переданы изъятые у НААН участки. Это на секундочку руководители подразделений СБУ и их родственники, лица, связанные с руководством ряда министерств и даже Секретариата Кабмина. Ясно, что птицы такого полета будут не в восторге, если их снимут с насиженной земли.

Кстати, как стало известно "Телеграфу", сам процесс возвращения украденных участков в государственную собственность также под вопросом.

Схема распределения земли НААН в с.Гатном между приближенными лицами /НАБУ

Почему земли в Гатном не удается вернуть?

При обосновании выводов своего расследования НАБУ было уверено, что сама процедура изъятия земли из собственности НААН была юридически противоправной, поскольку, в частности, не была согласована с Кабмином и Верховной Радой. Это был один из главных доводов обвинения. Но, похоже, готовя сделку, "академики" и их сообщники из Госземагентства все просчитали.

Как узнал "Телеграф", в ряде судебных решений процедура "прекращения права постоянного пользования", которую применили участники схемы и которую НАБУ считало противоправной, не вызывала у судей возражений. Даже, несмотря на то, что, по версии НАБУ, документы об этом были поддельными.

В частности, как говорится в решении Хозяйственного суда Киевской области от 1 июня 2023, заместитель руководителя Киевской областной прокуратуры, чтобы вернуть прежние земли НААН, обратился с иском к ООО "ТЕРРАМ ГРУПП" (владелец участков по состоянию на 28 января 2022 года). Но суд отказал прокурору в иске полностью.

Фрагмент судебного решения – прокуратура не смогла отсудить землю в Гатном /telegraf.com.ua

Прокуратура попыталась оспорить это решение в Северном апелляционном суде, но провалилась и там. Оставалась надежда на Верховный суд, но 22.02.2024 г. тот принял решение с формулировкой: "суд отказывает в открытии кассационного производства по этому делу, поскольку кассационная жалоба подана на судебное решение, не подлежащее кассационному обжалованию".

Конечно, эпизод с незаконной (по версии НАБУ) передачей земли этому конкретному ООО – только один из многих в рамках уголовного производства. Однако, как можно понять из позиции правоохранителей – он может быть едва ли не решающим для дела. И теперь не совсем понятна перспектива возвращения участков государству.

Тем временем мы нашли еще одно интересное постановление от 28 мая 2024 г. по гражданскому делу 369/7998/23. Из него следует, что теперь уже Фастовская окружная прокуратура просит истребовать из незаконного чужого владения земельные участки. Иск направлен в общей сложности на 137 лиц (напомним, по уголовному делу НАБУ фигурирует примерно столько же – 138 участков), а третьими лицами являются "Институт Земледелия" НААН и ГП "ИХ "Чабаны". То есть, вероятнее всего, это то же самое дело.

Указанный иск после ряда отказов принят судом к рассмотрению, что может означать, что после провала в хозяйственном суде, обвинение пытается воспользоваться гражданским судопроизводством.

Дело по земле в Гатном – лишь один из многих эпизодов противоправных схем с землями НААН. Есть не менее резонансное уголовное расследование НАБУ об отчуждении земли в Фастове, которая "неожиданно" оказалась в собственности ПСП "Агрофирма "Свитанок" (принадлежит Андрею Засухе, сыну одиозных латифундистов Анатолия Засухи и Татьяны Засухи). И о котором руководство академии, якобы, не знало. Хотя как можно было не знать, когда у тебя воруют тысячу гектаров земли, стоимостью более 700 млн грн – тот еще вопрос.

Есть множество других дел об отчуждении земли, о махинации со сдачей в аренду участков НААН, с которых академии ничего не попадало. Конечно же, мы обратились к руководству НААН с официальным запросом. Поинтересовались, как получилось, что земля Национальной академии аграрных наук утекает в частные руки, а руководство при этом не несет никакой ответственности. И это продолжается годами…

"Телеграф" внимательно наблюдает, как будут продвигаться эти дела и будет информировать о них читателей. Не переключайтесь.