"Автомагистраль-Юг": как государство создало монстра, который теперь пытается его шантажировать
- Автор
- Дата публикации
- Автор
"Телеграф" собрал интересные факты о компании, которая добилась "неслыханного успеха" в сфере дорожного строительства
Украинские власти несколько последних лет миллиардами гривен собственноручно кормили картель дорожных компаний, одним из главных участников которого является ООО "Автомагистраль-Юг". Накачав финансовые мышцы на многомиллионных дорожных тендерах и ни разу не ответив за инкриминируемые ей многочисленные нарушения во время этих тендеров в суде, эта компания, похоже, считает, что может заявлять, что любое внимание правоохранителей к ее деятельности "ставит под угрозу безопасность страны". Как это, например, произошло в истории с недавними обысками полицией ее сотрудников.
"Телеграф" собрал вместе все, что известно о дорожном монстре под названием "Автомагистраль-Юг" — кто стоит за компанией, как и благодаря кому фирме удалось добиться успеха в сфере дорожного строительства и почему сейчас правоохранителям, проверяющим ее деятельность, приходится оправдываться за свои действия.
Плач о "зраде" под аккомпанемент полученных миллиардов
4 октября 2024 года следователями Нацполиции и оперативниками Департамента стратегических расследований НПУ были проведены неотложные обыски "в строительной компании, осуществляющей ремонтные и строительные работы на государственных инфраструктурных объектах".
"Компанию подозревают в нарушении тендерных процедур и самовольном установлении цен на стоимость работ в различных областях Украины. В ходе досудебного расследования установлено, что должностные лица субъекта хозяйствования путем "искусственной" наценки в цепи поставок товарно-материальных ценностей неправомерно увеличили стоимость товаров, внесли недостоверные сведения в акты выполненных работ, чем нанесли ущерб государственному бюджету в особо крупных размерах — на сумму свыше миллиарда гривен", — говорится об этом в новости на сайте НПУ.
В сообщении Нацполиции название компании не упоминается, как и номер уголовного производства, но в настоящее время доподлинно известно, что речь идет об ООО "Автомагистраль-Юг". Сообщение на сайте полиции появилось сразу после громкого заявления "Автомагистрали-Юг", в котором компания прямо говорит, что расследования против нее могут создать проблемы для безопасности страны.
"Атака на компанию является диверсией против интересов страны, парализует работу на стратегически важных объектах и ставит под угрозу безопасность государства!" — такое безапелляционное утверждение содержит заявление компании "Автомагистраль-Юг" от 6 октября, адресованное журналистам, руководству государства и руководителям правоохранительных органов.
Трудно не заметить в такой риторике определенные элементы информационного шантажа, направленного, прежде всего, на руководство страны. Мол, немедленно уберите следователей от нашей "неприкасаемой компании", иначе получите проблемы на критических для Украины объектах.
"Автомагистраль-Юг" также предложила отправить выполняющих свою работу полицейских на Покровское направление, и превентивно попыталась обвинить любого, кто не согласен с ее оценкой ситуации в спланированных атаках с целью уничтожения компании.
Впрочем, похоже, это не очень сработало. Так, известный проект "Манифест 42", отслеживающий давление на бизнес со стороны правоохранительных органов и чье имя в своих заявлениях использовало ООО "Автомагистраль-Юг", сообщил, что работа компании никоим образом не блокировалась и что заявления компании содержат признаки манипуляции фактами с целью воспрепятствования законной деятельности правоохранителей.
"Манифест 42" подчеркивает недопустимость манипуляций движением любым способом и для любых целей! Консолидация нами усилий для обеспечения ограничения давления со стороны государственных силовых структур на бизнес не означает получения отдельными представителями бизнеса индульгенции на нарушение закона", — говорится, в частности, в заявлении "Манифеста 42".
Приблизительно такой же месседж – что никто деятельность компании не блокировал – содержит, кстати, и упомянутое выше сообщение (скорее, похожее на оправдание) Нацполиции, которое появилось как реакция на громкие заявления ООО "Автомагистраль-Юг".
"В ходе обысков изъяты документы, а также цифровые носители с полезной для следствия информацией. Назначен ряд строительно-технических экспертиз с целью установления реальной стоимости материалов, работ и услуг, предоставленных этим субъектом хозяйствования. Деятельность предприятия не заблокирована, оно продолжает функционировать в штатном режиме", — пишут полицейские.
О том, что заявления "Автомагистрали-Юг" относительно "парализации работы" как минимум являются преувеличением реального положения дел, свидетельствует, в частности, то, что компания и после визита следователей продолжила выигрывать тендеры и получать от государства миллиардные перечисления на выполнение его контрактов.
Так, уже 9 октября "Киевавтодор" заключил с "Автомагистралью-Юг" контракт стоимостью 440 млн грн на ремонт различных дорожных объектов в столице (отклонив, кстати, более дешевое предложение другого участника из-за определенных несоответствий поданной документации).
А 16 октября "Автомагистраль-Юг" получила проплату от Службы восстановления и развития инфраструктуры в Днепропетровской области почти на миллиард гривен за строительство магистрального водопровода "Ингулец-Южное водохранилище" и дополнительные работы, связанные с реализацией этого проекта. 17 октября компания получила еще около 350 миллионов гривен от Службы восстановления в Днепропетровской области и 14 миллионов от ГУ "Местные дороги Херсона".
Дядя, дай миллиард
Компания "Автомагистраль-Юг", которая имеет уставный капитал всего в 40 тысяч гривен, но оперирует полученными от государства миллиардами гривен, в марте этого года праздновала 20-летие. Формально с начала своего существования "Автомагистраль-Юг" принадлежала двум жителям Одесчины — Олегу Наливаному и Виталию Короткову. Но после того, как компания стала зарабатывать миллиарды на государственных тендерах, начали как о большой "тайне" говорить, что ее настоящим владельцем является односельчанин Наливаного Александр Бойко (владелец к тому времени фирмы-поставщика стройматериалов для дорожных работ "Дорожник-97"), близкий, в свою очередь, к мэру Одессы Геннадию Труханову.
По данным журналистов "Обоза", связь прослеживалась через ряд фирм-подрядчиков "Автомагистрали-Юг", основателями которых были такие "незаурядные" личности, как один из "кошельков" Путина и бывший тесть олигарха Романа Абрамовича, российско-британский бизнесмен Александр Жуков, одесские бизнесмены, фигуранты дел о растрате сотен миллионов гривен на городских тендерах Евгений Коновалов и Александр Рацкевич и Юрий Шумахер, депутат горсовета Одессы от партии "Доверяй делам" Труханова.
В 2021 году принадлежность ООО "Автомагистраль-Юг" Александру Бойко перестала быть "секретом" – он официально сконцентрировал в своих руках 100% собственности компании.
Сначала компания зарабатывала на региональных заказах в родном одесском регионе. А путь к успеху и по-настоящему большие заработки для "Автомагистрали-Юг" открыло, в частности, ее участие в тендерах к "Евро-2012". Именно тогда, согласно данным системы YouControl, ей удалось впервые "натендерить" от государства более 1 млрд 200 млн грн. Как отмечал в комментариях Forbes.ua Александр Бойко, тогда компания отремонтировала больше дорог, чем донецкие конкуренты.
Во времена президентства Петра Порошенко "Автомагистраль-Юг" постепенно укреплялась, "подсев" на региональные тендеры. А после смены власти в 2019-м стала безусловным лидером всеукраинской "Большой стройки".
По данным системы YouControl пик тендерных побед "Автомагистрали-Юг" пришелся на 2021 год – тогда компании удалось привлечь почти 50 млрд государственных денег, а ее общие доходы достигли фантастических для любого бизнеса в Украине 23,6 млрд грн.
Всего за время участия в тендерах компания "освоила" более 200 млрд государственных денег.
Три кита "фантастического успеха" "Автомагистрали-Юг"
Наверное, можно было бы только порадоваться, что в Украине есть компании, способные зарабатывать подобные деньги, да еще и делая якобы "полезное" для страны дело — строя и ремонтируя украинские дороги. Если бы не несколько "но".
Первое "но" в том, что огромные государственные средства целенаправленно тратились на строительство дорог в то время, когда уже было понятно, что нужно было тратиться на оборону. При этом объемы этих средств, которые только ООО "Автомагистраль-Юг" (а, конечно, были и другие) получило на тендерах в 2021 году, более чем вдвое превышали финансирование оборонного государственного заказа.
Второе "но" в том, что эти средства "осваивались" не только на дороги. Как свидетельствуют многочисленные журналистские расследования, аналитические исследования профильных антикоррупционных общественных организаций и даже материалы уголовных производств (большинство из которых, оказались закрытыми), тендеры с участием "Автомагистрали-Юг" и ряда других связанных компаний могли быть этакой кормушкой для ряда вовлеченных высокопоставленных должностных лиц, годами доивших страну за счет "Большой стройки". По разным данным, маржа между реальной стоимостью работ и "освоенными" средствами могла колебаться на уровне от 10% (считает участник рынка дорожного строительства, конкурент "Автомагистрали-Юг") до 25% и более (данные Олексы Шалайского, редактора "Наших Денег").
Держится вся эта схема на трех главных китах.
Первый – крышевание со стороны органов государственной власти, от них зависит выделение средств, которые затем получают "Автомагистраль-Юг" и связанные с ней компании. На практике это было организовано довольно примитивным, как полагают эксперты, образом.
Речь якобы о тотальном и умышленном ограничении конкуренции на рынке закупки услуг дорожного строительства в интересах всего нескольких определенных компаний.
"Каким образом было сделано, чтобы деньги попадали в правильные лапы? Сделано было так: когда проходил тендер, то надо было отсечь "неправильных" участников. На тендер в Украине на дороги могло прийти около 200 фирм. Их больше, но 200 имели хорошую технику, хороших людей и так далее. Понятно, что "никому такое счастье было не нужно". Поэтому были выбраны 7-8 фирм, которые забирали практически все", — объясняет схему один из ее разоблачителей Олекса Шалайский.
Считается, что способ придумал и помог реализовать на уровне всей страны некий Юрий Голик.
Голик начинал как один из незначительных менеджеров УМХ Бориса Ложкина. В бытность главой администрации президента Порошенко в 2015 году Ложкин продвинул своего партнера по УМХ Валентина Резниченко на должность главы Днепропетровской ОГА. Тот подтянул за собой Голика на должность советника по пиару. Однако, кроме пиара, Голик с энтузиазмом начал заниматься тендерным направлением, быстро в нем освоился и стал куратором всего государственного строительства на уровне Днепропетровской области.
Известно, что "строительная" деятельность времен губернаторства Резниченко расследуется НАБУ. Месяц назад, как писал "Телеграф", ему и еще ряду служащих Днепропетровской ОГА сообщили о подозрении. Что интересно, фамилия Голика в этом контексте не упоминается.
По данным Forbes.ua, с Александром Бойко Голик познакомился еще в 2015 году. После чего Днепропетровщина стала основным донором средств для "Автомагистрали-Юг". Компания, как уже упоминалось, и сейчас регулярно получает от области миллиардные проплаты на выполнение различных работ
После прихода к власти "зеленых" Голик не утратил позиции, а наоборот – вышел на уровень всей страны. В 2019 году он был назначен внештатным советником премьера Алексея Гончарука и едва не стал руководителем "Укравтодора". Но, очевидно, не захотел брать на себя юридическую ответственность, поэтому в конце концов устроился еще и советником Александра Кубракова, который получил этот пост.
Не имея юридически ответственных должностей, Голик, тем не менее, стал главным лицом "Большой стройки", которую после прихода к власти начал президент Зеленский. Более того, Голика считали не только лицом, но и, похоже, идеологом многомиллиардного проекта.
Идея заключалась в следующем: чтобы не испытывать проблем с "договоренностями" с десятками и сотнями разношерстных участников дорожных тендеров — создать условия, при которых на тендерах могли бы побеждать несколько "правильных" дорожных компаний. И потом держать контакт исключительно с ними, не обращая внимания на мелкие фирмы. Это, по мнению расследователей, изучавших деятельность указанных компаний, позволяло уменьшить риски утечки информации, как и кому часть этих средств потом могла перенаправляться. А также позволяло лучше это перенаправление контролировать.
Реализована схема была с 2020 года. Во-первых, из-за укрупнения однократных лотов (условно говоря, если раньше это могло быть до 10 тендеров по 100 млн, то теперь – один на миллиард гривен и больше), что не позволяло участвовать более мелким компаниям. Во-вторых, из-за специфических ограничений, которые вводились государственными заказчиками для участников дорожных тендеров.
Например, речь шла об обязательном условии наличия опыта выполнения абсолютно аналогичных по объему работ (а такой опыт, естественно, имели "свои" фирмы) или о минимальной сумме оборотных средств (а это миллиарды, что для рядового исполнителя было неподъемным) и т. д. Выписанные условия предполагали, что выиграть закупку не мог никто, кроме пяти-шести компаний, среди которых, в частности, была и "Автомагистраль-Юг". А при возникновении непредвиденных эксцессов включались тендерные комитеты и находили различные недостатки в действиях "пришлых компаний", которые осмеливались бросать вызов системе.
"Для понимания, как это выглядело: например, за 2021 год — 115 млрд грн было потрачено, выигравшая первая десятка забрала почти 80. Ну, слушайте, почти все деньги забрала. Каким образом маленькие фирмы не допускались? Очень просто — было сказано, к нам приходят только те, кто в прошлом году имел большие обороты. Ну а большие обороты имели только самые крупные фирмы. Они договорились об этом. Судя по нашему анализу, минимальная переплата была 20%. Ну, 25%, я думаю, это было уже ближе к истине, сейчас уже глядя", — объясняет схему один из ее разоблачителей Олекса Шалайский. По его данным, "налево" с этих тендеров ежегодно уходило около 1 млрд долларов.
Второй кит, на которых держалась "история успеха" "Автомагистрали-Юг", это внутренний "междусобойчик" и ценовая закрытость упомянутых "нужных" компаний, которые вместе получили название "дорожный картель".
"Автомагистраль-Юг" является одним из флагманов этого "дорожного картеля", в котором, кроме нее, задействованы также ООО "Ростдорстрой", ООО "Онур конструкцион интернешнл", ООО "Техно буд центр" и ООО "Дорожное строительство" Альтком". Итого упомянутые компании, по разным данным, имеют возможность контролировать около 65—80% рынка строительства автострад и связанных с этим инфраструктурных объектов. В денежном измерении – это десятки миллиардов гривен в год.
С 2019 года деятельность картеля, так сказать, формализована — компании-участники объединены в "Национальную ассоциацию дорожников Украины" (НАДУ), вице-президентом которой сейчас является Александр Бойко — владелец ООО "Автомагистраль-Юг".
Суть "междусобойчика" упомянутых компаний – членов "картеля" – в умышленной неконкуренции во время проведения крупных тендерных закупок. При нормальном тендере – когда участники конкурируют между собой – предложенная ими цена за выполнение работы может снизиться на 10, 20, а в некоторых случаях даже на 40% от первоначальной стоимости. Но это, подчеркнем, при обычной ситуации. В случае же "картеля", когда участие в тендерах принимают "все свои", заказы просто распределяются между участниками ("это" сегодня возьму я, а "вот то" — завтра ты), а цена практически (или вообще) не снижается.
Подробно эту схему, на которой государство могло потерять миллиарды, исследовала платформа "Лига антитраста". По данным "Лиги", которые они передали в Антимонопольный комитет еще в 2020 году, только к тому времени компании "Автомагистраль-Юг" и "Ростдорстрой" были замечены в подобном сговоре при проведении более 40 тендеров на общую сумму более 14 млрд грн.
При этом эксперты "Лиги" отмечали, что компании — якобы "конкуренты" — на самом деле тесно связаны между собой хозяйственными связями. Бывали случаи, когда одна подряжала другую выполнять до 99% работ по выигранному тендеру. Упоминается также уникальный в своей, так сказать, "непалевности" случай, когда компания "Ростодорстрой" среди тендерной документации представила документы от имени "конкурента" "Автомагистраль-Юг".
Аналогичные случаи "разыгрывания" тендеров были проанализированы и в отношении пар "Автомагистраль-Юг" и ООО "Техно буд центр" (всего на 11 млрд грн), "Автомагистраль-Юг" и "Онур", (взаимные платежи более чем на 650 млн грн) и т. д. Всего "Лига антитраста" подала в АМКУ 9 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства участниками "картеля".
Второй нюанс сотрудничества в пределах картеля – это закупка материалов по завышенным ценам. Как известно, значительная часть цены любого дорожного тендера состоит из стоимости расходных строительных материалов (асфальта, щебня и т. п.). Так вот – результатом "междусобойчика" стало то, что упомянутые дорожные фирмы нередко закупали и перепродавали материалы фактически самим себе или даже своим "конкурентам". При этом финальная накрутка, например, на битум могла достигать 300%.
"Наші гроші" в одном из своих расследований раскопали, как "Дорожник-97" и "Автомагистраль-Юг" прокручивали битум, цена которого от рыночной 10 тыс. грн за тонну выросла до 30 тыс. грн.
Третий кит успешности "Автомагистрали-Юг" — это аномальная слепота правоохранительных органов.
Нет, никак нельзя сказать, что деятельность "Автомагистрали-Юг" не интересовала правоохранителей, скорее наоборот. В Государственном реестре судебных решений можно найти более 3700 упоминаний компании по различным делам. Около 600 таких упоминаний – касаются уголовных производств.
Это, по факту, десятки уголовных производств, связанных с "Автомагистралью-Юг", открытых по подозрению в фактах присвоения и растраты имущества, легализации доходов, полученных преступным путем, злоупотребления властью и по другим не менее интересным статьям. Большинство из этих производств довольно живо начинались и двигались – собирались доказательства, арестовывались имущество и средства, проводились обыски (совсем как с последним случаем, который так возбудил "Автомагистраль-Юг", что она на весь интернет закричала "зрада!").
Но… проклятая "аномальность".
Создается впечатление, что как только правоохранители приближаются к какой-то невидимой границе, за которой следующим шагом — реальные действия относительно "Автомагистрали-Юг" и связанных с ней "картелистов" и чиновников, как кто-то невидимый щелкает пальцами, и "верное" дело с перспективой "посадок" одномоментно превращается в пшик.
В свое время "Наші гроші" провели анализ уголовных производств по ООО "Автомагистраль-Юг" в попытке показать, в скольких криминальных эпизодах фигурирует эта компания. Авторы исследования, наверное, были в шоке, когда получили комментарии от компании по каждому пункту. Оказывается, что из 23 производств почти половину закрыли "из-за отсутствия состава уголовного правонарушения". В большинстве же других эпизодов – "претензии к компании отсутствуют".
Причины безнаказанности
Можно предположить несколько причин такой "аномальности", при которой "Автомагистраль-Юг" ни разу не понесла ответственность. Первое, что компания действительно не виновата ни в одном криминальном эпизоде, в котором ее обвиняют правоохранители. Соответственно, все, что написано в этой статье, и сотни страниц журналистских расследований с тонами реального фактажа не стоят внимания читателя. На самом деле "Автомагистраль-Юг" — кристально честный и абсолютно порядочный подрядчик, ни разу не нарушавший тендерных процедур, не вступавший в сговор с другими компаниями "картеля", не "мотивировавший" чиновников и правоохранителей и не завышавший цены на услуги и продукцию. Следовательно, никаких претензий к компании просто не может быть. Фантастическая причина, но именно так пытается подавать ситуацию "Автомагистраль-Юг". Итак, будем считать, что она имеет право на существование.
Вторая возможная причина, что правоохранители, расследовавшие действия ООО "Автомагистраль-Юг", на самом деле не становились аномально слепыми, а наоборот, "прозревали", моментально замечая всю честность дорожной фирмы. И помочь "навести резкость" им могли не только адвокаты компании, которые, что очевидно из миллиардных доходов, могут быть только лучшими, а возможно, и небольшая часть этих доходов.
В этом контексте последнее внимание полицейских к делам "Автомагистрали-Юг" может восприниматься как определенный реверанс от правоохранителей, такое себе приглашение "мирно решить неприятную ситуацию".
Здесь стоит отметить – что это лишь предположение, и никаких доказательств существования такого "лекарства для правоохранителей" пока не найдено. Действительно, разве может быть, чтобы наши самые честные правоохранители и работали в интересах строительных магнатов и чиновников, которые за ними стоят?
Ну а эпизод, когда сотрудник НАБУ сливает служебную информацию (часть которой, кстати, связана с деятельностью "Автомагистрали-Юг") Юрию Голику, куратору "дорожного картеля" без официальной должности, так это же абсолютно нормально. Просто НАБУ – очень открытый орган, для которого передать письмо, адресованное его руководителю, в руки потенциального будущего фигуранта уголовного дела – это никоим образом не помощь "картелю", а показатель искренности украинских правоохранителей и их абсолютной прозрачности.
Третья возможная причина безнаказанности и, будем откровенны, самая вероятная, в том, что "Автомагистраль-Юг" вместе с абонементом на миллиардные тендеры "Большой стройки" в свое время получила еще один бонус – высшую индульгенцию от руководства государства. Слово "индульгенция" здесь в классическом средневековом смысле – отпущение грехов за соответствующую плату. Причем грехов не только прошлых, но и будущих.
Именно это может объяснять чрезмерную реакцию компании на действия "какого-то" там Департамента стратегических расследований НПУ, пришедшего к ней с обысками. Мы же на контакте с "самими", а тут какие-то непонятные "следователи".
В этом контексте громкое заявление "Автомагистраль-Юг" о том, что от благополучия и неприкосновенности компании зависит судьба стратегических объектов, очень похоже на толстый намек в адрес руководства страны. Мол, вы нас "породили", установили для нас правила (не точнее ли будет — "отсутствие правил"?), то теперь не мешайте. А будете мешать – накроются важные проекты.
Если это действительно так, и власти пойдут на шантаж дорожников, не решившись рискнуть сменить коней на переправе (читай – приструнить компанию, попутавшую берега, учитывая ее вес и вовлеченность в масштабные проекты во время войны), то в ближайшее время мы, скорее всего, узнаем о провале очередной попытки уголовного расследования против "Автомагистрали-Юг".
В противном случае нас ждут очень интересные события, которые могут означать перспективы передела рынка дорожного строительства.
Впрочем, относительно последнего конфликта "Автомагистрали-Юг" с полицией есть еще одно, четвертое объяснение, самое банальное из всех возможных. Но, как говорит принцип "бритвы Оккама", самое простое объяснение зачастую и самое вероятное. О нем после эпизода с рейдом полиции в компанию вспомнил расследователь Владимир Бондаренко.
А заключается оно в том, что после недавней смены руководства "Укравтодора" (ныне Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры Украины), который является распорядителем средств по большинству тенедеров, которые выигрывала "Автомагистраль-Юг", могла разорваться наработанная цепочка взаимодействия компании с властью. В этом случае Александру Бойко просто нужно будет найти общий язык с новым главой Госагентства Сергеем Сухомлиным и, соответственно, новым министром инфраструктурного направления Алексеем Кулебой.
На сегодняшний день, как показывают миллиардные проплаты от подразделений Госагентства восстановления, деньги "Автомагистрали-Юг" не перекрыли. Похоже, компанию приглашают к диалогу. Учитывая предыдущий опыт Александра Бойко, также похоже, что договариваться с властью он умеет. Следовательно, обещанных полицией подробностей уголовного дела мы опять же можем не дождаться. А это будет означать, что статус-кво сохранится и дорожный бюджет продолжат отдавать в нужные руки и дальше. В то время, когда в Украине идет война.
"Телеграф" будет внимательно следить за развитием событий вокруг "Автомагистрали-Юг" и всего "дорожного картеля". Не переключайтесь.