Еврозона настойчиво преодолевает кризис
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Европейский союз преодолевает кризис. Прорыв умеренный, но настойчивый.
Необходимость поиска эффективных путей для преодоления негативных явлений финансово-экономического кризиса является определяющим для формирования повесток дня дискуссий между руководящими институциями ЕС и национальными правительствами стран-членов.
Последнее в этом году заседание Европейского совета, проходившее 13-14 декабря в Брюсселе, символично наметило приоритеты, поводы для беспокойства и остроту дискуссий по вопросам, по которым не удавалось договориться лидерам ЕС в течение очередного года кризиса.
Главным среди них стало утверждение разработанного в кабинете президента Европейского совета Германа Ван Ромпея, совместно с другими руководящими институциями, плана по созданию действенного экономико-монетарного союза (Genuine Economic and Monetary Union) среди 17 стран зоны евро и законодательному обеспечению проведения в них необходимых реформ.
Этот вопрос уже рассматривался на предыдущих заседаниях Европейского совета в июне и октябре, но решение было перенесено для разработки именно на декабрьский саммит, учитывая необходимость согласования позиций участников еврозоны и руководящих институций ЕС.
Итак, Ромпей предлагает реализовать план по введению экономико-монетарного союза в три этапа.
Первый предусматривает разработку законодательных рамок для введения в течение 2013 года единого механизма банковского надзора в пределах банковской системы еврозоны с возможностью присоединения других стран ЕС, которые не являются членами зоны евро. В то же время уже на сегодняшний день реализация первого этапа проходит с опозданием. Причиной стали несогласованности позиций Франции и Германии, что сделало невозможным предоставление Европейскому центральному банку функций и полномочий по осуществлению единого банковского надзора (планируется, что этим будет заниматься специально созданный отдельный департамент ЕЦБ, который будет заседать в Париже). В частности, позиция Франции заключалась в том, чтобы единый банковский надзор под эгидой ЕЦБ распространялся на все банки еврозоны. В то же время Германия придерживается позиции сохранения национального суверенитета банковского надзора, а действия ЕЦБ в этой сфере должны распространяться лишь на проблемные банки.
Именно об этом шла речь во время заседания Финансово-экономического совета ЕС 4 декабря. Но министры тогда не выработали единого решения и перенесли дискуссию на внеочередное заседание 13 декабря. И уже непосредственно перед началом саммита, наконец, пришли к консенсусу по этому вопросу.
«Прогресс в вопросе введения единого механизма банковского надзора, ознаменует прорыв, который укрепит наш финансовый сектор", - прокомментировал событие Ромпей.
"Единый механизм банковского надзора является ключевым шагом к созданию банковского союза. Мы не допустим слабый контроль за каждым из 6 тыс. банков еврозоны", - заявил, в свою очередь, президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Но единый механизм банковского надзора является только первым этапом на пути к дальнейшему углублению и интеграции финансово-экономической политики стран-членов и усилению уровня взаимной ответственности за проведение структурных реформ в этой сфере между национальными правительствами и руководящими институциями ЕС.
Что же касается следующих этапов, то главы государств и правительств решили подумать до марта и июня 2013 года, когда планируют продолжить дискуссию по вопросу дальнейшего продвижения экономико-финансового союза на очередных заседаниях в формате Европейского совета.
По плану Ромпея, второй этап предусматривает международно-правовую фиксацию обязательств стран-членов еврозоны по проведению четко определенных реформ на пути к экономической стабилизации, обеспечению роста, повышению уровня конкурентной возможности и созданию рабочих мест. Предлагается заключать договоры (контракты, binding reform contracts) между Евросоюзом и странами-членами еврозоны по исполнению последними определенных на уровне ЕС мер по структурному реформированию финансово-экономического сектора с целью преодоления кризисных явлений.
Этот вопрос уже выносился на рассмотрение заседания Европейского совета в октябре, но не нашел поддержки среди лидеров. Позиция Ромпея заключается в том, что все страны зоны евро должны заключить индивидуальные контракты с руководящими институциями ЕС относительно обязательств в принятии мер и проведении реформ. При этом страны ЕС, не являющиеся членами зоны евро, тоже могут присоединиться к этой инициативе.
Третий этап введения экономико-монетарного союза предусматривает внесение изменений в Соглашение о ЕС, что планируется сделать после июня 2014 года, когда приобретут полномочия новые составы Еврокомиссии и Европарламента. Необходимость законодательных изменений обусловливают некоторые решения, которые направлены на углубление экономической, финансовой интеграции в пределах зоны евро с одновременным уменьшением национальных суверенитетов в процессе принятия решений и контроля в этой сфере.
И хотя и в этот раз лидеры ЕС не пришли к консенсусу по всем антикризисным решениям, которые амбициозно планировались еврооптимистами из Брюсселя, можно считать, что прорыв произошел. Евросоюз преодолевает кризис умеренно, но настойчиво. Национальные интересы, бюрократия и прагматичная экономика не позволяют двигаться быстрее, но это считается нормальным процессом.