Что происходит в Одессе: экспортеры жалуются на большие проблемы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В Украине фактически заблокирован зерновой коридор
В портах Большой Одессы что-то происходит. Новость о том, что одесские порты в четверг, 26 октября, а возможно и дольше, не будут работать, со ссылкой на Администрацию морских портов сегодня сообщили многие украинские СМИ. Впрочем, на официальном сайте АМПУ об этом нет ни слова, а по просьбе "Бизнес-Телеграфа" прояснить ситуацию в Администрации не ответили.
Но "коллапс в портах" "Бизнес-телеграфу" подтвердил глава ассоциации "Укрметаллургпром" Александр Каленков. "Со среды движение судов практически остановилось. Не идет ничего – ни с зерном, ни с рудой и металлом. Причем ни Минобороны, ни Мининфраструктуры никаких запретов не инициировали. Нет каких-либо предосторожностей для навігации и из-за погоды. Мы все уже проверили, давали запросы в министерства Проблему создали на месте Не оформляют грузы, не выпускают суда по решению местных чиновников и контролеров Ситуация критическая, и на ее решение в буквальном смысле есть всего несколько часов Иначе негативные последствия будут накапливаться как снежный шар Мы уже оцениваем потери бюджета страны из-за вынужденного простого судна с экспортной металлопродукцией и зерном не менее чем в 500 млн. гривен ежедневно Это те налоги, которые мы могли бы уплатить с реализованной продукции "Догнать" будет трудно, поскольку мы не в той ситуации, когда движение идет стабильно нужно использовать не то, что каждый день, каждый час работы черноморского коридора, а у нас почему-то непонятный сбой, мы сейчас выглядим очень плохо в глазах наших международных партнеров и контрагентов, которые снова фиксируют сбой поставок. Со стороны судовладельцев возникает риск увеличения страховых платежей, поэтому для нас может еще больше подорожать логистика», – говорит Каленков.
В Украинской зерновой ассоциации также заявили о "необоснованной задержке загруженных зерном судов для экспорта в портах Большой Одессы". И тоже подсчитывают убытки. "Ежедневно задержки загруженных судов – это убытки на уровне 1-1,5 долларов на тонну продукции. Если взять для примера судно Handsize на 50 000 тонн, то потери для экспортера – 50-75 тысяч долларов в день, которые экспортер вынужден выплачивать судовладельцу. Кроме того, растут расходы по страхованию судов", — отметили в УЗА. В ассоциации призвали Кабмин срочно вмешаться в ситуацию и как можно быстрее разблокировать движение.
Впрочем, и в Кабмине, и у Минагрополитики пока особого беспокойства по поводу "остановки экспорта" не демонстрируют. Как отметил глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский, причины портового коллапса связаны с решением Одесской ОВО о внедрении нового механизма контроля за экспортной продукцией. "Теперь загрузка судов будет производиться исключительно на условиях предварительного анализа происхождения зерна. То есть идет борьба с зерновыми схемами и так называемым "кэшевым зерном", которое за наличные деньги и без документов скупают у фермеров", — отметил Забловский.
Выходит, что зернотрейдеров притормозили по делу. А металлурги страдают за компанию, потому что замедлились все процедуры оформления в портах.
Но все же может быть еще одна причина остановки навигации, хотя пока трудно сказать, весома ли она. По словам спикера Сил обороны Юга Натальи Гуменюк, два дня назад россияне сбросили со своих самолетов 35 неизвестных средств поражения по маршруту движения судов. Это могут быть донные мины. И Гуменюк не исключает, что таким образом враг хочет помешать судоходству в Черном море.
Зернотрейдеры, судя по всему, рассчитывают на скорую разблокировку, потому что продолжают скупать урожай и везти его в порты. "Зерно берут, отгрузки на Одессу не прекратились", — рассказал руководитель агропредприятия "Колос" (Киевская область) Леонид Центило. Но, по его словам, при этом стало меньше посредников, которые дешево скупают зерно за наличные. "Они обвалили цены, давали за тонну кукурузы 70 долларов, это просто копейки, но многие продавали, чтобы выручить деньги на осеннюю кампанию. Сейчас таких скупщиков стало меньше, ждем, что цена немного пойдет вверх", — рассказал Центило.
"Разбираться в причинах остановки экспорта и искать виновных будем позже. Сейчас нужно срочно разблокировать движение судов, иначе потери — и денежные, и репутационные будут только нарастать", — считает Каленков.
Через час после выхода этой публикации Министерство восстановления Украины в своем телеграмм-канале сообщило, что информация об отмене или непрогнозируемой остановке коридора не соответствует действительности. "Порты Великой Одессы продолжают обрабатывать суда, прошедшие временным коридором. Все установленные ВМС ВСУ существующие маршруты действительны и используются гражданскими судами. Учитывая, что коридор был внедрен в сверхсложных условиях военной агрессии россии, его функционирование происходит с учетом военной обстановки. В портах Одесса, Черноморск и Южный под загрузкой 23 судна. Всего коридором на вход воспользовалось 51 судно. 33 судна экспортировали более 1,3 млн тонн украинской агропродукции и других грузов",- сообщили в министерстве.
Впоследствии начала извиняться Украинская зерновая ассоциация.
"Украинская Зерновая Ассоциация благодарна за разъяснение компетентных органов относительно причин задержки судов, которые носят технический характер и связаны с ситуацией безопасности. УЗА надеется на решение этих вопросов и выражает благодарность Президенту Украины и Вооруженным силам Украины за усилия направленные на беспрепятственную работу зернового коридора При этом УЗА считает необходимым отметить важность своевременного информирования и извиняется за возможные факты использования информации и заявлений для необоснованных и потенциальных обвинений. Большой Одессы", сообщили в УЗА.