Запад на распутье: получается, надо помогать Асаду?
- Автор
- Дата публикации
ОЗХО подтвердила: первый этап химразоружения Сирии состоялся.
Теперь Асад просит ООН технически обеспечить вывоз арсенала, но Запад не жаждет снабжать "палача сирийского народа". Вопрос о роли Асада в переходном правительстве оказался главным препятствием для "Женевы-2". При этом Die Welt считает: "Невозможно придумать более эффективного поощрения для джихадистов, чем сохранение Асада у власти".
Правительство Асада представило в орган ООН, ведающий проблемами химического оружия, детальный план вывоза химических веществ за границу для их уничтожения, сообщает блог The Cable журнала Foreign Policy. Согласно конфиденциальному докладу, с которым ознакомился Foreign Policy, Сирия рассчитывает получить снаряжение для 120 сотрудников своих сил безопасности, десятки тяжелых бронированных грузовиков и сверхсовременную сеть коммуникаций для связи Дамаска со Средиземным морем.
Западные дипломаты встревожены: речь идет об оборудовании двойного назначения. США и другие державы оказались перед дилеммой. Выполнив просьбу, они рискуют снабдить режим, который сами пытались свергнуть, техникой, которую позднее можно будет применить в ходе его военной кампании, однако отказ может помешать Сирии обеспечить безопасность при вывозе химоружия из страны.
Химоружие Асада планируется уничтожать в Албании, договоренность почти достигнута, сообщает издание. В мероприятиях на территории Сирии, возможно, поучаствует Россия, говорится далее. Во вторник постпред РФ в ООН Чуркин сказал журналистам: "Мы рассматриваем разные формы участия в этом процессе".
"Во вторник высокопоставленным дипломатам из США, России и ООН не удалось согласовать дату созыва долгожданной мирной конференции, направленной на урегулирование сирийского конфликта: они признали, что "Женева-2" не состоится ни в этом месяце, ни, возможно, в этом году", - сообщает The New York Times.
По словам спецпосланника ООН по Сирии Лахдара Брахими, отсутствие подготовки со стороны сирийской оппозиции стало решающей и прямой причиной отсрочки мирной конференции. У оппозиционной Национальной коалиции нет рычагов воздействия на вооруженные группировки, в особенности на связанных с "Аль-Каидой" боевиков-джихадистов, которые сражаются с наибольшим успехом и "заявляют, что все повстанцы, участвующие в мирных переговорах в Женеве, будут считаться предателями".
Брахими также признал, что дипломаты не смогли прийти к соглашению о том, будет ли приглашен на конференцию Иран. Саудовская Аравия, соперник Ирана в регионе и главный сторонник сирийских повстанцев, продолжает этому противодействовать, западные государства, как оказалось, возражают в меньшей степени.
"Вопрос о роли Асада в переходном правительстве оказался главным препятствием на пути переговоров", - говорится далее. На встрече с Брахими в Дамаске на прошлой неделе Асад заявил, что "только сирийский народ имеет право определять будущее Сирии", то есть повторил формулу, отвергающую настойчивые требования США, чтобы он покинул свой пост в рамках мирного процесса".
Согласие Сирии уничтожить ее арсенал химоружия облегчил Асаду защиту своих позиций, признают некоторые западные дипломаты.
Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) заявила во вторник, что команда ее сотрудников посетила 21 из 23 заводов в Сирии и подтвердила, что их оборудование выведено из строя, напоминает издание.
Обозреватель Die Welt Рихард Херцингер разочарован политикой Запада, в первую очередь США, в Сирии. Соглашение по сирийскому химическому оружию по ряду причин представляется автору "проявлением неприкрытого цинизма".
После этой договоренности гражданская война в Сирии "внезапно исчезла из поля зрения мировой общественности", в то врем как "сирийская диктатура продолжает воевать с собственным народом с прежним размахом - "только" обычными средствами". При этом "режим Асада вновь стал для западных столиц рукопожатным партнером по переговорам", возмущается автор.
"Асад может быть уверен: по крайней мере до следующего лета, когда уничтожение химоружия должно быть завершено, Запад не станет мешать ему в его кровавой рутине", - убежден Херцингер. Более того, сирийскому президенту "не придется выкраивать деньги на обезвреживание химарсенала", так как эти траты возместит ему международное сообщество.
"Расчет Путина сдать газовый арсенал его подзащитного, обеспечив ему взамен неприкосновенность, оправдался, - признает автор. - Тем временем на Западе распространяется мнение, что правящий режим в Дамаске на фоне внушающих все больше опасений происков исламистов и джихадистов следует воспринимать как меньшее из двух зол. При этом не принимают в расчет: раз палачам Асада позволяется и дальше совершать убийства, каждый день все больше отчаявшихся оппозиционеров попадает в лагерь экстремистов. Невозможно придумать более эффективного поощрения для джихадистов, чем сохранение Асада у власти", - указывает Херцингер.
"Америка как бывшая решающая сила на Ближнем Востоке окончательно утратила всякую убедительность, - заявляет автор. - В дипломатических кругах арабских государств никто уже не делает тайны из того, что Обама считается самым слабым президентом США всех времен и что бывшую сверхдержаву сбросили со счетов, больше не рассматривая ее как фактор региональной политики".
"Такое ощущение, что новые времена, наставшие в арабском мире, по существу, те же старые. С той разницей, что Запад больше не в игре", - подводит итог Херцингер.