Как происходит психологическая реабилитация детей из Зоны АТО

Автор
Как происходит психологическая реабилитация детей из Зоны АТО

Реабилитация детей-переселенцев глазами непосредственно вовлеченного в этот процесс волонтера.

На войне нет победителей. И очень обидно, что в числе пострадавших находятся дети. И пока государства решают свои вопросы с помощью оружия, психологи лечат детские травмы с помощью искусства. Likar.info узнал о реабилитации детей из зоны военных действий (так называемой АТО). Рассказвает психолог-волонтер Психологической кризисной службы Надежда Сухарь.

– Как давно вы занимаетесь з детьми из зоны АТО и какова основная цель работы психолога с ними?

– С июня 2014 года. Сначала это были дети-переселенцы первой волны. После – группа детей на базе под Богуславом и в Киеве. А затем всех приютило общежитие на Красногвардейской, где я проводила курсы арт-терапии. А с августа 2015 заработал психологический реабилитационный лагерь для детей войны «Лесная Застава» под Дымером.

Вне зависимости от места, цель работы психолога остается прежней – восстановление психологического баланса ребенка, нарушенного вследствие полученной травмы. Эти дети потеряли свои дома, расстались или вовсе потеряли близких. Страх и воспоминания от пережитых бомбежек, весь ужас, который ребенок видел своими глазами, не может пройти бесследно.

Надежда Сухарь с детьми-переселенцами

– Какие особенности психологии детей, переживших такой стресс?

– В состоянии травмы основное ощущение – страх и чувство беспомощности: ребенок попал в обстоятельства, с которыми он не может справиться.

Испуг, тревога, грусть, страх, агрессия – это естественные проявления в сложившихся обстоятельствах. Если с этим ничего не делать, то такое психоэмоциональное состояние может перейти в хронику. И тогда речь идет об особо опасном для детской психики состоянии – Посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). Кроме усугубления уже перечисленных состояний, при ПТСР имеют место навязчивые болезненные воспоминания, постоянное чувство опасности, недоверие к окружающему миру, ночные кошмары, повышенная агрессивность или наоборот, эмоциональный анабиоз, уход в себя.

После пережитого нередко включается психосоматика. Ребенок может внезапно поседеть, начать заикаться, у него могут появиться нервные тики, энурез, запор, эпилептические припадки и так далее.

– Что самое главное и самое сложное в работе с пострадавшими детьми?

– Самое главное в процессе реабилитации – установить с ребенком внутренний контакт. Тут не имеет значение количество психологических знаний и дипломов. Важно почувствовать ребенка, его границы, его степень доверия или недоверия. Иногда на это уходит много времени, но это самое важное в процессе реабилитации.

Дети АТО

– Какие методики вы используете, чтобы помочь детям восстановиться?

В своей работе я применяю арт-терапевтические методы:

Разрисовка, рисование и плетение мандал-оберегов;

Работа с восковым пластилином и природным материалом на бумажных тарелочках;

Спонтанное рисование, совместное рисование, создание группового рисунка;

Создание индивидуальных и групповых коллажей.

Также важной частью терапии является работа с МАК (Метафорическими ассоциативными картами). Это разные методики, включая сказкотерапию. Ребенок может методом ассоциаций «перепрожить» свою историю, не погружаясь опять и опять в болезненные воспоминания. Все это происходит в форме веселой игры.

Арт-терапия

После «недетских» испытаний дети часто становятся агрессивными. Тогда на помощь приходит обучение детей конструктивным методам выражения агрессии:

«протопывание» – хорошо протопать плохие эмоции ногами;

«прохлопывание» себя и друг друга;

«рвачество» – способ «сгонять нервы», зазрывая или разрезая на мелкие кусочки газет или ветоши;

«поколачивание» – сброс избыточной энергии путем битья подушки, боксерской груши;

«абракадабра» – голосовое выражение эмоций, когда деткам предлагается поговорить на «несуществующем языке» (например, «шикарамба пуросати катуфира сибакоку»). При этом приветствуется активная жестикуляция.

Это очень похоже на детскую автономную речь, когда словарного запаса не хватает, а поговорить хочется. Минут 5-7 такой болтовни – и от агрессивного запала не остается и следа. При этом ребенок выразил, что хотел, и никого не обидел.