Рождественский сочельник 2017: когда отмечать, традиции, верования

Автор
Рождественский сочельник 2017: когда отмечать, традиции, верования

6 января - Рождественский сочельник, канун Рождества.

По давней традиции, должное рождественское празднование начинается еще вечером накануне Рождества из духовных и материальных приготовлений. Вечер этот называется Святым или Святой Вечерей, или вечер перед Рождеством Христовым приходится на 6 января.

Это один из самых почитаемых дней для всех христиан - и восточного, и западного обрядов - и один из важнейших семейных праздников, магический день, когда каждая семья создает в доме атмосферу уюта, достатка и согласия.

Однако, не менее важной была заблаговременная и серьезная подготовка к рождественско-новогодним обрядам. Обязательно с поры жатвы хранили обжиночный Дидух и отбирали пахучее сено. К праздникам завершали всю важную работу по хозяйству - от наведения порядка в доме к ремонту рабочего инвентаря, ткачества полотна и выделки кож.

По обычаю, к праздникам хозяйки тщательно убирали в домах, отбеливали помещения и разрисовывали цветами дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерти, ткани и полотенца. Обязательно пытались произвести новую одежду для всех членов семьи и купить новую посуду (чаши, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы. В подготовке были задействованы все - и малые, и старые.

Утренние приготовления

На рассвете хозяйка приступает к работе. Первым магическим действием является добывание нового огня. Женщина достает из-за угла кремень и огниво, которые последние двенадцать дней лежали под образами. Она трижды кладет на себе знак креста и, став лицом к востоку-солнца, высекает "новый огонь". Этим огнем она разжигает в печи двенадцать поленьев, которые припасала и сушила двенадцать дней последнего месяца.

После этого хозяйка приступает готовить двенадцать свят-вечерних блюд: ставит узвар, варит горох, фасоль, жарит капусту, рыбу, лепит вареники, готовит картошку, грибы, кашу гречневую с конопляным молоком, голубцы с пшеном, коржи с маком и кутью из толченой пшеницы . Во всем ей помогают дети. В этой богатом, но постном ужине хозяйка представляет главные плоды поля, огорода и сада, что дает отчет новому году за свое богатство в прошлом году.

В это время хозяин идет поить скот, стелет новой соломы и дает ей свежего сена. Затем он отбрасывает снег от дома, расчищают тропы и внимательно оглядывает все хозяйство. Ничто не может быть в этот вечер вне дома - одолженное или где-то забытое.

Все члены семьи тоже должны быть дома. Говорят, если в эту ночь где-то заночевать, то целый год будешь блуждать по миру. Нельзя и ссориться в этот день, а наоборот, надо помириться с врагами, чтобы в новом году было мирно и в доме, и за домом. Поэтому, чтобы кого-то не забыть, хозяйка завораживает всех своих врагов: затыкает паклей все дыры в лавках и скамейках и заклинает: "Не дырки затыкаю, а роты моим врагам, чтобы их напасти не поймали меня через весь год".

Также она завязывает торбу с яблоками на веревке - столько яблок, сколько имеет врагов, а когда садиться ужинать, то положит тот веревок под себя, приговаривая: "Чтобы так мои враги молчали, как эти яблоки молчат".

Установки на углу Дидуха

В этот день не завтракают и обходятся без обеда. Разве детям, которые не могут терпеть голода, мать позволит несколько съесть, и то только в обеденное время.

Когда вечереет, начинается приготовления домашнего алтаря. Хозяин вносит сноп ржи - "дидуха". Переступая порог, он сбрасывает шапку и здоровается с хозяйкой, будто впервые входит в дом:

- Дай Бог здоровья!

- Помогай Бег, - отвечает хозяйка, - а что несешь?

- Злата, чтобы весь год мы жили много! - Говорит хозяин, останавливаясь посреди комнаты. Здесь он крестится и, обращаясь к семье, поздравляет:

- Поздравляю вас со счастьем, здоровьем, с этим Святым Вечером, чтобы вы в счастье и здоровье эти праздники провели и вторых дождались - от ста лет до ста лет, пока нам Господин Бег назначить возраст!

Дальше хозяин подносит "дидуха" высоко над столом и ставит в углу под образами. Далее он перевязывает "дидуха" железной цепью и кладет у него ярмо, ручки плуга от плуга и хомут. Хозяйка добывает из сундука новую белую скатерть и все это накрывает.

Согласно украинскому мировоззрению, Дидух был вместилищем духов-предков, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы снопы. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Духи вместе с Дидухом входят в дом людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую кутью, кроме добрых духов приходят и бог урожая и бог домашних животных. Место же Дидуха в доме звалось "Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома.

Обустройство дома и праздничного стола

Хозяин снова вносит в дом охапку соломы и сена. Солому он расстилает по полу, а сено делит на две неравные части. Меньшую кладет на Покутний сторону стола, а с большей делает стог под столом. Сверху на сене ставит черепок с тлеющим огоньком, где курится ладан, наполняя дом святочными благовониями. Сбоку возле сена, под столом, хозяин кладет еще "зализзя" - лемех от плуга, гистик без черенка и топор. Дети по несколько раз касаются тех вещей босиком - "чтобы ноги были твердые, как железо". Таким образом, хозяева защищают свою усадьбу от "злой силы", чтобы избавиться от нее не только на этот вечер, но и на весь хозяйственный год.

Хозяин и хозяйка с новоиспеченным "праздничным" хлебом, медом и маком обходят двор, амбары и обкуривают все это ладаном. У скотный двор, где стоят коровы, хозяйка посыпает семенами дикого мака - "чтобы ведьмы, его собирая, не могли приступить к скоту". В заключение этого обхода хозяин "зарубует" порог - "чтобы зверь не мог переступить".

Идя в обход, женщина впитывает себе на голову мужскую шапку - "чтобы целый год ходить простоволосой".

В доме хозяйка кладет под скатерть на четыре угла стола по головке чеснока - "чтобы злую силу отогнать".

На сено, что намощено на грех конце стола, "невинная душа" (ребенок до семи лет) кладет три хлеба или лепешки, кусок соли и ставит большую восковую свечу. Мать выставляет миски с ужином на стол, а на сено, что в углу у "алтаря", ставит горшок с кутьей и компотом.

Хотя дети уже очень голодные, они терпят и в окно внимательно смотрят на небо: не сошла ли уже вечерняя заря, что уведомляет всем людям о великом чуде - рождение Сына Божия.

До тех пор, пока Рай-Дидух стоит в углу, строго запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода скота. В это время хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. В это время следовало лишь праздновать и не работать.