Эксперт: Крымские власти вряд ли имеют ресурсы для проведения денежных реформ
- Автор
- Дата публикации
Спешка в переходе Крыма на российский рубль требует усиленного контроля ценообразования и обменных курсов.
При этом маловероятно, что в текущей ситуации власть имеет все необходимые ресурсы для цивилизованного проведения подобных реформ, убежден финансовый аналитик Альпари, Александр Михайленко.
В Крыму, из-за его нового статуса, до сих пор не налажена деятельность банков. Население не может в полной мере пользоваться пластиковыми картами и интернет-банкингом. Крымчане ограничены в вариантах обмена или перевода валюты в электронную форму.
“Таким образом, те, кто не успел конвертировать наличную гривну в рубль по-прежнему будут вынуждены осуществлять обмен по текущему курсу, на фоне чего действующая власть должна приложить максимум усилий для исключения ситуаций искусственного занижения цен в пунктах обмена валют. Ритейлеры также могут пользоваться текущей ситуацией, неоправданно завышая цены, что также должно немедленно прекращаться”, – анализирует Михайленко.
“Кроме этого немедленный переход на рубль создаст дополнительные конвертационные расходы для физических и юридических лиц, связанных долгосрочными кредитно-денежными отношениями с Украиной”, – добавил он.
Напомним, 1 июня Крым окончательно перешел на рубли. Ранее переходный период планировался до 1 января 2016 г., однако впоследствии был сокращен.
Ход рублем: как Крым со "скрипом" переходит на российскую валюту
Ввод Российской валюты на полуострове Крым началось еще в конце марта. Сначала принимать в расчет рубли начали некоторые отели и рестораны в Симферополе. Затем в рублях начали выдавать пенсии. Одновременно обращение гривны сначала обещали сохранить до 1 января 2016 года, но впоследствии президент России Владимир Путин урезал этот срок до 1 июня 2014 года.
Обмен гривен на рубли в банках, которые продолжают работать в Крыму, а также платежи в гривнах осуществлялись по официальному курсу ЦБ РФ, который отличается от курса НБУ, к тому же ощутимо. В феврале курс на полуострове был зафиксирован на уровне 3,8 руб./₴, который значительно отличался от фактического курса в обменниках. Крымской власти пришлось в апреле изменить официальный курс до 3,1 руб./₴. На конец мая соотношение упало до 2,9 из-за более быстрой девальвации гривны к твердым валютам, чем российского рубля. То есть, менять рублевую пенсию или зарплату на гривны (по коммерческому курсу) и потом уже покупать за украинскую валюту товары и продукты оставалось более выгодным.
Пустые полки и нехватка денег
Поэтому нечего удивляться, что перед 1 июня крымчане скупали за гривню все, что было в магазинах. И это уже не первый случай, когда супермаркеты встречают покупателей пустыми полками. Сразу после подписания договора о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации люди бросились раскупать продукты и делать запасы – как оказалось, не зря, ведь после этого полуостров подвергся волне повышения цен и дефицита украинских товаров, в частности, продуктов. Вторая волна синдрома пустых полок прокатилась в середине мая. После запрета ввозить украинские колбасы и сыры и общего осложнения прохождения таможни между материком и полуостровом.
Еще одна проблема, с которой должны мириться крымчане – это нехватка мелких российских монет. Давать сдачу украинскими отныне нельзя. Поэтому покупателям приходится четко рассчитывать, какие товары и сколько они покупают – чтобы конечная сумма была круглая. На местных рынках продавцы собственноручно упростили задачу, округлив все цены, конечно же, в большую сторону.
До сих пор неопределенным остается и вопрос депозитов в гривнах – один за другим из Крыма выживают украинские банки, осуществлять же операции можно лишь в тех отделениях, которые находятся на материковой части Украины, ближайший пункт для этого – Херсон. Таким образом, для того, чтобы получить доступ к своим средствам, нужно ехать на материк, и далее на выбор – конвертировать их в рубли или другие твердые валюты и везти обратно на полуостров. Нелегкая одиссея, учитывая, что бурные восточные области совсем рядом. А за последние несколько недель там было похищено 15 инкассаторских машин.
Крымские власти этих проблем как бы и не замечает. “Итак, Крым полностью перешел на российский рубль. На полуострове работают 350 отделений банков, разворачивается сеть банкоматов. В Крыму достаточно рублевой наличности, в том числе монет. Крымчане могут свободно обменять гривну на рубль в любом отделении банка или пункте обмена валют”, – написал заместитель председателя Совета министров Крыма Рустам Темиргалиев на своем профиле в Facebook.
“С 1 июня должны исчезнуть двойные ценники в рублях и гривнах, расплатиться за покупки можно будет только рублями. Расчеты за услуги ЖКХ, налоги и сборы должны проводить в рублях”, – напомнил ЦБ Российской Федерации, распространив памятку для жителей Крыма и Севастополя.
Решение Кремля как можно быстрее перевести полуостров на рубли может быть продиктовано и исключительно политическими мотивами – пометить свою территорию, так сказать. Единая валюта должна послужить скорейшему включению Крыма в экономику РФ. Однако, такое подключение силой оказалось совсем неподготовленным. Для сравнения, денежную реформу 1996 в Украине готовили два года. А на крымскую не дали времени и трех месяцев.
Изменение валюты – не самая большая проблема
С переходом на рубли начали спешить с той точки зрения, чтобы показать успехи новой власти: мол, вот, могли перейти в конце года, но идем навстречу пожеланиям населения почувствовать себя частью России, поэтому ускоряем процесс, объясняет аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
“В принципе, почти всегда основная идея – это не то, какой валютой рассчитываться, а то, откуда она приходит. Если Российская Федерация действительно смогла мгновенно предоставить такую массу средств, чтобы обеспечить наличный оборот российского рубля, то в принципе это не должно быть большой проблемой. На самом деле, вопрос всегда в том, что нам нужно какое-то количество наличных, которое будет на руках населения. Соответственно, эту наличность надо привезти и раздать, чтобы люди ее имели, могли пользоваться и т.д. Это и есть, как правило, основная проблема таких переходов”, – добавил он. Однако, переход на рубль – сейчас не самая большая проблема для Крыма.
“Последствия резкого перехода на рубль все же меньше, чем те, которые имеет экономика полуострова от того, что она не может выполнять свойственные ей функции, в первую очередь – как курортная зона. Началось лето, и, условно говоря, если раньше приезжали из любой точки мира туристы, то ли из Украины, то ли из России, да хоть из Монголии, лишь бы они только привозили деньги. Это было основное, что удовлетворило бы крымчан. На сегодняшний день у них основная проблема будет именно в том, что приток туристов не ожидается. Это является основной проблемой. Остальные – это дополнительные минусы, но они не определяют так общую картину, как то, что произошло с курортным сезоном”, – пояснил Жолудь. Как известно, каждый пятый предприниматель в Крыму так или иначе связан с туризмом.
Будут ли новые волны массового выкупа товаров первой необходимости и продуктов питания, которые могут долго храниться, будет зависеть от дальнейших действий власти.
“Прежде всего, нужно смотреть, кто именно выгребает товары из магазинов – несколько месяцев назад были активны визиты из российских регионов, которые покупали в Крыму, потому что это было значительно дешевле. Сейчас вроде эту возможность прикрыли, активно вывозить не дают, одновременно более-менее договорились о поставках с материковой Украины, что позволило им в определенной степени восстановить ассортимент на полках. А как будет дальше, критически зависить от того, какие будут действия власти на полуострове”, – пояснил аналитик.
Решение Кремля о сокращении срока оборота гривны в Крыму вполне ожидаемо, считает финансовый аналитик Альпари, Александр Михайленко. “ЦБ РФ заинтересован в локальном укреплении курса национальной валюты, о чем свидетельствует недавнее повышение учетной ставки на фоне замедления экономики. Ускоренный переход Крыма в рублевую зону позволит увеличить спрос на российский рубль, жесткая потребность в котором теперь возникнет на территории полуострова, как у физических, так и у юридических лиц. Кроме этого, сокращения оборота гривны окажет дополнительное давление на украинскую национальную валюту”, – рассказал Михайленко.
Экономические последствия такой спешки более предсказуемы. В Крыму, из-за его нового статуса, до сих пор не налажена деятельность банков. Население не может в полной мере пользоваться пластиковыми картами и интернет-банкингом. Крымчане ограничены в вариантах обмена или перевода валюты в электронную форму.
“Таким образом, те, кто не успел конвертировать наличную гривну в рубль, по-прежнему будут вынуждены осуществлять обмен по текущему курсу, на фоне чего действующая власть должна приложить максимум усилий для исключения ситуаций искусственного занижения цен в пунктах обмена валют. Ритейлеры также могут пользоваться текущей ситуацией, неоправданно завышая цены, что также должно немедленно прекращаться”, – анализирует Михайленко.
Спешка в переходе Крыма на российский рубль требует усиленного контроля ценообразования и обменных курсов. При этом маловероятно, что в текущей ситуации власть имеет все необходимые ресурсы для цивилизованного проведения подобных реформ. “Кроме этого немедленный переход на рубль создаст дополнительные конвертационные расходы для физических и юридических лиц, связанных долгосрочными кредитно-денежными отношениями с Украиной”, – добавил он
“Можно сделать вывод, что данное решение в большей степени находится в политической, чем экономической плоскости, поскольку очевидно, что предсказуемость подобных нововведений была проигнорирована, несмотря на свою принципиальную важность, как для населения, так и для бизнеса”, – подытожил аналитик.
Хотя о сокращении срока обращения гривны в Крыму объявили уже давно, все же отказ от украинской валюты состоялся слишком внезапно, и многие остались неподготовленным к этому. Одно остается очевидным – забота о Крыме, которую напоказ демонстрируют и российские власти, и “новая крымская”, так и остается на словах. А неприятных открытий – со времен проведения референдума – становится все больше.
[news id="1302485" name="Будущая первая леди Украины Марина Порошенко (Фото)"]
[news id="1300112" name="" img="https://telegraf.com.ua/files/2014/05/pla.gif"]
[news id="1120396" name=""]