Если все пойдет в таком же духе, то коровьи лепешки в качестве топлива окажутся не таким уже и плохим вариантом - Сергей Лямец

Читати українською
Автор
Новость обновлена 15 сентября 2021, 14:15

Цены на топливо разных видов растут крайне быстро.

Практические ежедневно цена на фьючерсном рынке газа растет и бьет исторические рекорды. Из-за этого в Европе вырос спрос на уголь для ТЭС. Соответственно и это топливо начало расти в цене. Эти два фактора привели к подорожанию электроэнергии как в Европейском союзе, так и в государствах не входящих в него. Альтернативой может стать "зеленая энергия".

Как использовать ситуацию с выгодой для Украины и какие есть риски написал в Facebook журналист Сергей Лямец.

Цена газа в Европе пробила $900 за тысячу кубов. Это пикантный сигнал для Зеленского и Шмыгаля.

За сутки (13-14 сентября) цена газа в Европе побила пять исторических рекордов и взлетела выше $800 за тыс куб м (это цена ближайшего октябрьского фьючерса на спотовый индекс TTF на газ на бирже ICE Futures). За следующие два дня — преодолела отметку $900.

C начала года стоимость газа на споте в Европе выросла более, чем на 200%.

—————-

КРИЗИС

—————-

Главная причина европейского газового кризиса – умелое использование уязвимости Европы российским «Газпромом». Они создали искусственный дефицит газа в Европе, и сейчас получают сотни процентов маржи на газ и нефть.

Было все так. В подземных хранилищах ЕС сформировался низкий уровень запаса топлива, а по трубопроводам «Газпром» поставляет ограниченные объемы. Компенсировать нехватку газа оказалось нечем. Европейцы хотели перекрыть дефицит за счет поставок сжиженного газа из США и Катара, но поставщики из этих стран продают свое топливо в Азию, которая сильно нарастила спрос и цену.

Возникла классическая ситуация, когда один игрок злоупотребляет своим положением, но потребители во всем виноваты сами. «Газпром» (у которого доля рынка в ЕС 40%) отказался увеличивать прокачку по украинской ГТС и начал отбор газа на продажу из европейских хранилищ. Уровень заполнения местных хранилищ — 70%, поэтому у россиян еще есть запас времени. Они наверняка продолжат душить Европу газовой удавкой. И это за месяц до начала сезона откачки газа из хранилищ и прекращения его закачки.

Возможно, таким образом россияне продвигают скорейший запуск «Северного потока-2», который ЕС не запустит без сертификации, а она длится месяцы. А возможно, просто получают прибыль, которая сама идет в руки. Учтем, что себестоимость добычи газа в России — от $80 до $130 (как они декларируют). Но по факту — может быть и ниже.

Добавим, что крупнейший в мире добытчик газа — не Россия, а США. Значит, Штаты также получат выгоду от ценового ралли на газ.

Что им противопоставить? Наблюдая аномально высокие цены в Европе, американцы и катарцы уже начали разворачивать свои газовозы в Европу, но процесс наполнения рынка альтернативным газом займет месяцы. Поэтому можно и дальше ожидать высоких цен на газ в ЕС.

Аномально дорогой газ (каждый день исторические рекорды) толкает европейскую генерацию переходить на альтернативу. Но это не та альтернатива, о которой вы, возможно, подумали.

Европейцы, которые в преддверии декарбонизации экономики набросали планов по консервации угольной генерации, вновь затопили котлы на блоках ТЭС. Они переориентировались на уголь и нефть, из которой получают мазут для электростанций.

Это, в свою очередь, потянуло вверх цены на уголь и нефть – за неделю котировки на Brent выросли на $5 – $75 за баррель. Нефть и так росла из-за восстановления мировой экономики, но тут ускорения ей придала ситуация в Европе.

Дошло до явной ереси. Цены на газ и нефть, которые заставили европейцев запустить угольные ТЭС, резко взвинтили цены на уголь – сейчас стоимость тонны угля приближается к $180. Пару недель назад цена была на уровне $140.

Дальше — лучше. Спрос на уголь и увеличение объемов его срабатывания повлекло за собой увеличение количества выбросов СО2, а соответственно и спрос квоты на эти выбросы.

В ЕС промышленные предприятия обязаны докупать на бирже разрешения на выбросы сверх установленных квот. В итоге, в сентябре цена квот на выбросы СО2 на европейской энергетической бирже, из-за увеличения объемов используемого угля и мазута, установила исторический рекорд и перевалила за 62 евро/т.

Генерация покупает эти квоты и закладывает в себестоимость МВт-ч. Все бы ничего, если бы эффект оказался точечным. Но он распространяется на весь европейский рынок. В ЕС стоимость электроэнергии у самого дорогого поставщика определяет стоимость электроэнергии для всех. То есть, когда страны ЕС получают электроэнергию от электростанций с дорогим топливом, то повышаются цены для всего рынка.

Давайте подытожим. Дорогой газ вынудил генерацию и компредприятия ЕС переходить на уголь, это потянуло цены на уголь и цены на квоты на выбросы СО2. В результате, рост цен привел к рекордному подорожанию электроэнергии в ЕС. Сейчас цена МВт-ч в ЕС торгуется на споте в диапазоне 150-160 евро.

В теперь-свободной-от-объятий-ЕС Великобритании цены на пике и вовсе превысили 300 евро/МВт-ч.

А ведь еще зима не началась.

Если все пойдет в таком же духе, то коровьи лепешки в качестве топлива окажутся не таким уже и плохим вариантом.

Вся эта ситуация показывает, насколько мир, в том числе и развитый, продолжает зависеть от ископаемого топлива.

—————-

АЛЬТЕРНАТИВА

—————-

Но в любом кризисе есть возможности. Я сейчас не о «Газпроме», Путине и парочке коррумпированных руководителей стран-лидеров ЕС, которые топят за «Северный поток — 2».

Победителями в этой ситуации оказались производители электроэнергии из возобновляемых источников энергии.

У них, на фоне исторически высоких цен на газ, уголь и нефть, эксплуатационные расходы оказались практически нулевыми.

Альтернативщики, которых всегда называли #СлишкомДорогими, уже являются наиболее конкурентоспособным источником новой энергии.

По данным Bloomberg, в первой половине 2021 года солнечная энергия в мире стала #СамымДешевым способом получения электроэнергии. Генерация электроэнергии ветровыми установками обходится дороже, но все равно — дешевле ископаемого топлива.

И тут мы подходим к важности развития альтернативных источников энергии и систем хранения электроэнергии для балансирования системы.

В это трудно поверить украинской власти, но именно благодаря диверсификации источников генерации, в том числе, активному развитию альтернативных источников, газовый кризис в ЕС выражен дефицитом газа, а не дефицитом электроэнергии.

Структура генерации в ЕС выгляди так: 37% электроэнергии производят ТЭС и ТЭЦ, По 25% — ВИЭ и АЭС, еще 14% — ГЭС.

Европейцы понимают, что генерация на ископаемом топливе становится все дороже и менее предсказуемой с точки зрения обеспечения топливом, и поэтому делают акцент на ВИЭ. Стоимость разрешения на выбросы СО2 в 2030 году достигнет 100 евро/тонну. Поэтому производить э\э из ВИЭ станет еще выгоднее.

По прогнозам, до 2030 доля ВИЭ вырастет до 50%, ТЭС и ТЭЦ – сократится до 19%, а АЭС – 16%. Появится еще один сегмент – хранение электроэнергии, на который будет приходится 1% электроэнергии ЕС.

Мнения, высказанные в рубрике блоги, принадлежат автору.
Редакция не несет ответственности за их содержание.