"Дикие пальмы", "Жизнь на Марсе" и другие фантастические сериалы, о которых вы могли никогда не слышать

Читати українською
Автор
603
Майкл Империоли и Харви Кейтель (справа) точно знают, есть ли "Жизнь на Марсе" Новость обновлена 26 ноября 2025, 20:40
Майкл Империоли и Харви Кейтель (справа) точно знают, есть ли "Жизнь на Марсе". Фото ChatGPT

Попаданцы, виртуальная реальность девяностых, тайные общества

Если вам кажется, что вы уже видели всю приличную фантастику — от "Твин Пикса" и заканчивая "Очень странными делами", — это обман зрения. Историю о ключе, который открывает любые двери, детектив о полицейском, застрявшем между двумя эпохами, и психоделический триллер про телевидение, которое преращает зрителей в заложников, мало кто видел, а зря. "Телеграф" решил восполнить этот досадный пробел.

"Потерянная комната"

Однажды детективу Джо Миллеру – хорошему парню и честному служаке, попадает в руки ключ от мотеля, который открывает все двери. Но оказывается, это не единственный Объект, обладающий фантастическими свойствами. Чтобы вернуть пропавшую дочь, Миллеру приходится погрузиться в подпольный мир коллекционеров и торговцев другими таинственніми Объектами. Оказалось, что по всей Америке орудует несколько тайных обществ: одни стараются собрать все возможные Объекты для поклонения, а другие – чтобы уничтожить.

Создатели втиснули в єтот американский мини-сериал из трех полуторачасовых эпизодов (по сути, четырехчасовый фильм) не только довольно насыщенную историю, но еще и разветвленную мифологию, связанную с Объектами. Причем отдельные ветви этой истории то ли намеренно, то ли в надежде на второй сезон остались за кадром. К слову, сценарий "Потерянной комнаты" был номинирован в свое время на Премию Гильдии киносценаристов США.

Конечно же, у этой истории есть свои источники вдохновения, но они тоже не столь очевидны. Критики указывают на "Твин Пикс" (что понятно и так) и роман Стивена Кинга "Талисман". Более начитанный зритель обнаружит довольно интригующее прочтение мифологии в диапазоне от Древнего Египта – главные персонажи собирают артефакты из таинственной комнаты, как части тела бога, – и до средневековой Каббалы. Например, в так называемой "Карте объектов" легко опознается Древо Сефирот.

Напоследок отметим работу прекрасного комика Кевина Поллака ("Удивительная миссис Мейзел"), который добавил в копилку своих характерных ролей очередной небанальный образ – коллекционера артефактами. И тот факт, что "Потерянная комната" оказала влияние на целый ряд жанровых сериалов, в частности, британскую "Утопию". Просто удивительно, что в свое время этот маленький шедевр не был оценен по достоинству.

"Жизнь на Марсе"

История полицейского, с которым маньяк играет в кошки-мышки при помощи попаданческих парадоксов: очнувшись на больничной койке после автокатастрофы, коп обнаруживает себя в реальности тридцатилетней давности. Наверное, это одна из наиболее развернутых в пространстве официальных сериальных франшиз. Британский оригинал пересняли в США, Южной Корее, Чехии и даже в России. Тем удивительнее, что "Жизнь на Марсе" на часто встретишь в сетевых рейтингах лучших фантастических сериалов.

Лично мне пришлась по вкусу именно американская версия, где на первый план вышли куда более фактурные, чем главный герой, персонажи Харви Кейтеля (одного из любимых актеров Тарантино) и Майкла Империоли, который прославился в "Клане Сопрано". Колоритного детектива в его исполнении как будто в самом деле перенесло неведомой силой из полицейских боевиков семидесятых. Но с точки зрения драматургии наиболее полно сюжетную коллизию раскрывает южнокорейская адаптация – ведь за тридцать лет для корейцев времен Четвертой республики окружающая жизнь изменилась самым кардинальном образом.

"Дикие пальмы"

Футуристический 2007 год, каким он виделся в 1992-м. Зубастого адвоката в исполнении еще одного комика, Джеймса Белуши, приглашает на работу вещательная корпорации "Дикие пальмы", которая готовится запустить в эфир проект будущего – трехмерное телевидение, которое вкупе с галлюциногенным наркотиком нового поколения призвано порабощать умы. Сам того не желая, лощеный законник оказывается втянут в противостояние двух политических кланов, харизматической секты и подпольных отрядов сопротивления.

Несмотря на желание боссов канала АВС "хайпануть" на волне феномена "Твин Пикс", мини-сериал "Дикие пальмы" зрители начала девяностых не поняли и не приняли. А ведь это была одна из первых "ласточек" современных нам сериалов как большого шоу с многослойной драматургией, серьезными бюджетами и звездами первой величины. Так, в одном камео появляется писатель Уильям Гибсон, "отец киберпанка" и создатель термина "виртуальная реальность".

Невероятно, но факт. Хотя здесь хватило места и высокой драме – так, зрителям предстоит разгадать шексировскую загадку двух главных героев, адвоката Уикоффа и сенатора Крейцера (Роберт Лоджиа из "Клана Сопрано"), и непременной россыпи постмодернистских цитат в широком диапазоне от американской криптоистории до поп-культуры.

Возможно, дело в том, что история перенасыщена событиями, стирающими грань между реальностью и галлюцинацией. (Сценарист Брюс Вагнер ранее был замечен среди создателей "Воинов сна", третьего по счету и второго по художественным достоинствам фильма из серии "Кошмар на улице вязов".) Для зрителей, еще не закаленных такими кинематографическими парадоксами, как "Потерянное шоссе" и "Малхолланд драйв" Дэвида Линча или "Начало" Кристофера Нолана, такое зрелище оказалось не по зубам. Но, как это часто бывает, со временем сериал был оценен и приобрел статус "культового".

Ранее "Телеграф" писал о трех сериалах-"неудачниках", которые закрыли после первого сезона и почему.