"Формула-1". Стратегический обзор Гран-при Сингапура

Автор
"Формула-1". Стратегический обзор Гран-при Сингапура

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран-при Сингапура.

В Сингапуре мы увидели одну из самых интересных гонок сезона с точки зрения стратегии. Она продемонстрировала, что когда силы топ-команд почти равны, разные варианты стратегии, ставшие возможными благодаря использованию трёх составов резины, способны добавить непредсказуемости.

Команды несколько раз меняли стратегию до и по ходу гонки, и некоторые из решений, которые мы сегодня проанализируем, позволили отыграться одним и стоили потери позиций другим.

Мы увидели интересную борьбу за лидерство, а в средней группе выбор стратегии серьёзно повлиял на результаты Фернандо Алонсо, Серхио Переса и Даниила Квята.

Мог ли Даниэль Риккардо выиграть гонку, если бы использовал иную стратегию? Не упустили ли в Ferrari подиум с Кими Райкконеном, попавшись в ловушку с третьим пит-стопом, организованную Mercedes? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.

ОЖИДАНИЯ ПЕРЕД ГОНКОЙ

Все были приятно удивлены эффективностью шин UltraSoft в этот уик-энд. Единственный новый состав, предложенный Pirelli в этом сезоне, работает в достаточно узком диапазоне, но в Сингапуре он был быстр в квалификации и выдерживал достаточно большую дистанцию в гонке – 15-17 кругов.

Разница в темпе между UltraSoft и SuperSoft в этот уик-энд оказалась небольшой, а SuperSoft выдерживал лишь на несколько кругов большую дистанцию. Теоретически, стратегия трёх пит-стопов была чуть быстрее, чем двух, но ещё важнее в Сингапуре позиция на трассе, поскольку обгонять почти невозможно, поэтому в командах стремились провести меньше пит-стопов, чем их непосредственные соперники.

Ещё в пятницу было понятно, что в Mercedes готовятся проехать гонку с двумя пит-стопами, а в Force India задумывались даже о единственной смене шин, но только в случае, если в начале гонки появится автомобиль безопасности, за которым они смогут избавиться от UltraSoft. Так и произошло.

МОГ ЛИ ВЫИГРАТЬ РИККАРДО?

В Сингапуре мы увидели самую близкую борьбу Red Bull с Mercedes после Гран При Монако. Гоночный темп был почти одинаковым, но в квалификации Red Bull уступили. Они приехали на этап с надеждой на победу, но почему же не удалось победить?

Во-первых, Нико Росберг великолепно провёл свой 200-й Гран При, а его круг в квалификации был, пожалуй, лучшим за всю его карьеру. Тем не менее, в конце гонки ему пришлось понервничать, когда в Mercedes решили провести третий пит-стоп Хэмилтону, чтобы Льюис смог опередить Райкконена, а это привело и к пит-стопу Риккардо, который на свежих шинах быстро сокращал отставание – на финише их разделили четыре десятых. В Mercedes не ожидали, что в Ferrari тут же отреагируют пит-стопом Райкконена, а в итоге мы увидели один из самых плотных финишей в сезоне.

Риккардо рассчитывал провести третий пит-стоп на последних 18 кругах, поскольку три пит-стопа были в Сингапуре более быстрой стратегией, но он не хотел из-за этого уступить позицию Райкконену.

Пит-стоп Хэмилтона на 45 круге был безопасным – никакой непосредственной угрозы сзади у Льюиса не было, так что он не рисковал позицией. Следом за ним сменил резину и Кими – и Риккардо с благодарностью использовал эту возможность, неожиданно предоставленную Ferrari, получил на последнем отрезке свежий комплект SuperSoft и бросился в погоню за Росбергом. Без третьего пит-стопа Хэмилтона стратегия этих гонщиков наверняка была бы иной.

Второй причиной упущенной победы Red Bull стало их решение использовать шины SuperSoft во второй квалификационной сессии, чтобы стартовать на этом комплекте. На трассе разница в ресурсе шин SuperSoft и UltraSoft оказалась небольшой и не принесла преимущества.

Если бы Риккардо использовал UltraSoft на первом отрезке, он бы не уступил Росбергу семь секунд к моменту смены шин, и стратегам Mercedes пришлось бы думать об обороне от возможной «подрезки» за счёт более раннего пит-стопа гонщика Red Bull Racing. Это ещё не значит, что стартовав на UltraSoft Риккардо выиграл бы гонку, но преимущество Росберга на последнем отрезке было бы меньшим, и Даниэль мог его догнать на свежей резине.

В FERRARI УПУСТИЛИ ПОДИУМ ДЛЯ РАЙККОНЕНА?

После гонки многие критиковали Ferrari, считая, что скопировав стратегию Mercedes, они упустили возможный подиум Райкконена.

На 45-м круге Льюис получил сообщение «План В», означавшее переход на стратегию трёх пит-стопов, и свернул в боксы за новым комплектом SuperSoft – в тот момент он уступал Кими 1, 8 секунды.

У Ferrari было время подумать – оставить Кими на трассе на его шинах Soft или провести пит-стоп. В Сингапуре решение о пит-стопе нужно принять за 36 секунд до того, как машина окажется у въезда на пит-лейн. Но всё осложнила высокая скорость Хэмилтона на свежих шинах на последнем секторе круга выезда из боксов – у Ferrari не было этих данных до того, как рубеж 36 секунд был пройден.

В гонке команды полагаются на программы компьютерного моделирования, и удивительно, что программа Ferrari не показала стратегам очевидного факта – Кими станет жертвой «подрезки» и вернётся на трассу позади Льюиса. Райкконен подверг сомнению решение команды о смене шин, но исполнил его, поскольку у стратегов больше информации о происходящем на трассе.

Другой причиной решения Ferrari стали данные об износе шин Soft на первом отрезке у Феттеля – немец стартовал на этом комплекте и шины продержались 24 круга, но тогда машина была с полными баками, а Себастьян пробивался через трафик.

После финиша многие говорили, что в гонке шины выдерживали на 2-3 круга больше, чем показывали расчёты, так что Райкконен спокойно финишировал бы на своих шинах Soft, не проводя третьего пит-стопа – они бы проехали отрезок из 28 кругов, не потеряв эффективности. Если бы Хэмилтон его и догнал, отыграв время, потраченное на дополнительную смену шин, то ему пришлось бы обгонять соперника на трассе, с чем могли возникнуть проблемы – мы видели, что когда Льюис ехал за другой машиной, тормоза у него начинали перегреваться.

Учитывая все эти факторы, следует признать, что в Ferrari напрасно проигнорировали стандартный в таких случаях подход – сделать иначе, чем соперники, а не копировать их тактику. Они решились на третий пит-стоп для Райкконена, отвечая на пит-стоп Хэмилтона, и упустили подиум.

ТОНКИЙ БАЛАНС СИЛ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Наблюдая за интересной борьбой Mercedes, Red Bull и Ferrari, легко было упустить замечательное стратегическое сражение в средней группе между Force India, McLaren и Toro Rosso.

Фернандо Алонсо заслуживал права называться «Гонщиком дня» – он отлично провёл гонку, финишировав седьмым, чему очень помогли верные стратегические решения команды. На третьей в календаре среди трасс, наименее требовательных к мощности двигателя, стратеги McLaren с ювелирной точностью выбрали моменты для пит-стопов, особенно на 34 круге, как только он создал достаточный отрыв от Серхио Переса.

Алонсо удалось остаться вне пределов досягаемости для Даниила Квята, который отлично провёл уик-энд с Toro Rosso, вернув, как он потом признался, свою любовь к Формуле 1.

Добиться большего Квяту помешала стратегия Переса, фактически проехавшего дистанцию с одним пит-стопом (не считая смены шин за автомобилем безопасности на первом круге, когда он избавился от стартового комплекта UltraSoft). Второй фактор – преимущество Force India в скорости на прямой – с DRS Toro Rosso уступала 9 км/ч, без DRS – 14 км/ч. У Квята не было возможности опередить Серхио на трассе, а риска «подрезки» гонщик Force India избежал за счёт стратегии.

Перес мог опередить Алонсо, если бы не вернулся на трассу позади Эстебана Гутьерреса. Серхио провёл позади земляка большую часть своего первого отрезка и начало второго, что позволило Алонсо выехать перед ним после второго пит-стопа, и в итоге финишировать седьмым.

Выбор времени для пит-стопов определил финишные позиции этих трёх гонщиков.