Zastava, "Запорожец", Dacia и другие: самые интересные ретро-авто Восточной Европы
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 647
![Среди этих автомобилей есть и хорошо знакомые украинцам машины](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428x240/4/4e/981fac5c-69d8fdf812081895c6da5532a5a3d4e4.jpg?v=7288_1)
Большинство из этих брендов сейчас уже не существует и составляет коллекционную ценность
У всех на слуху "иконы" автомобилестроения – американские, немецкие, французские автомобильные бренды. Однако мало кто знает, что в Восточной Европе при социалистическом лагере также создавали довольно интересные автомобили.
Подборку достаточно известных ретро-авто времен соцлагеря опубликовало издание Autocar. Большинство из этих брендов уже давно не существует, а некоторые модели вообще были сделаны в одном или двух экземплярах.
Автомобили социалистических стран значительно отличались от автомобилей, которые создавались на Западе. Жители стран соцлагеря были беднее жителей демократических республик, поэтому не могли позволить себе какую-то большую роскошь – на первое место выходил именно функционал и цена. Качество и красота относились на второй и третий план.
Tatra 603
![Tatra 603 – Чехословакия](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/f/c0/19fa4411-9c0628dfd3ee6de399fbaa155f0edc0f.jpg?v=7172_1)
Автомобиль был разработан и выпускался в социалистической Чехословакии с 1956 по 1975 год. Подобно большинству автомобилей разработки 1950-х и 1960-х годов, Tatra 603 имела футуристический дизайн и вообще считалась самым роскошным авто Чехословакии, доступным только партийным руководителям и чиновникам.
ЗАЗ-968
![ЗАЗ-968 – Украина](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/4/4e/b7af903d-69d8fdf812081895c6da5532a5a3d4e4.jpg?v=7288_1)
Кто не знает этот автомобиль? У многих украинцев на таком ездили дедушки или родители, а некоторые и сам успел порулить этим "чудом" советского автопрома, которое производилось даже в уже независимой Украине – до 1994 года. Но, что удивительно, украинский ЗАЗ был популярен далеко за пределами СССР, а сейчас это вообще коллекционное авто, за которое за границей платят большие деньги. Более того, за его расположение двигателя (сзади) автомобиль полушутливо обозвали "народный Порше". Характерная черта ЗАЗ-968 – это его "уши", за которые машина получила еще одно прозвище, "ушастик"; на самом деле это специальные раструбы для охлаждения двигателя и у его преемника, ЗАЗ-968М, этих раструбов уже не было.
Velorex Oskar
![Velorex Oskar – Чехословакия](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/d/62/9ef29be1-bf23e31a5eb24d2da29ba1130a27262d.jpg?v=7445_1)
Крошечный чешский автомобиль Velorex Oskar – это, собственно, больше моторизированный трицикл, чем полноценный автомобиль. Его разработчики, братья Странские, создали автомобиль почти сразу после окончания Второй мировой войны; это повлияло на его конструкцию и цену. Авто производилось из алюминия и ткани, а под капотом имело мотоциклетный двигатель; за 21 год, с 1950 по 1971 годы, было изготовлено более 15 тысяч экземпляров.
Melkus RS1000
![Melkus RS1000 – ГДР](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/a/31/98410ad5-8b3623e97a3370935165fe073caca31a.jpg?v=7596_1)
Удивительно, но это спорткар производства страны социалистического лагеря – оккупированной Советским Союзом Восточной Германии (ГДР). Melkus RS1000, созданный инженером Хайнцем Мелькусом, разрабатывался для спортивных соревнований, а на западе его прозвали "советским Феррари" (хотя при чем здесь был СССР, непонятно). С 1969 по 1979 год в ГДР собрали 101 Melkus RS1000.
Trabant 601
![Trabant 601 – ГДР](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/6/74/06b5b0c1-3ddd98f6866e7c3d2d664af86d51f746.jpg?v=7620_1)
А это еще один восточногерманский автомобиль, но в отличие от предыдущего – дешевый и общедоступный для обычного пользователя, жителя коммунистического лагеря; именно такие авто преимущественно производились в ГДР. Его часто критиковали за плохое качество сборки, но со всем тем, к моменту воссоединения Германии (1990 год) выпустили "трабантов" почти 2,8 млн. единиц.
Skoda 110 R
![Skoda 110 R – Чехословакия](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/5/58/021bf0ea-a96cec4eed1a805f5d4b772e9dc7a585.jpg?v=7647_1)
Первая попытка чешской Skoda в создание спорткара. Модель была довольно красивая, а также отличалась неплохой для социалистического лагеря управляемостью и качеством. Выпускалась в течение 10 лет – с 1970 по 1980 годы.
Dacia MD87
![Dacia MD87 – Румыния](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/d/d9/c971ace1-801f743ec55f9e157a4729f6a2419d9d.jpg?v=7671_1)
Еще одна попытка страны соцлагеря в спорткары. Но в отличие от Германии и Чехословакии 1960-1970-х, Румыния конца 1980-х была страной бедной даже по меркам коммунистов. Поэтому построенная в 1987 году только в двух экземплярах Dacia MD87 не заинтересовала румынский автопром.
Dacia 1410 Sport
![Dacia 1410 Sport – Румыния](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/4/eb/03b64526-699bd8b0d2716990b6b58035cf210eb4.jpg?v=7691_1)
А вот другая Dacia – 1410 Sport – смогла выйти на малосерийное производство. Правда, популярной, в отличие от своего предка, Dacia 1310, эта модель так и не стала. Ее производили с 1983 по 1992 годы.
Застава 750
![Zastava 750 – Югославия](https://telegraf.com.ua/static/storage/thumbs/428-*/8/c1/80697896-4d1bca007802330c0aea6edc9a8d8c18.jpg?v=7712_1)
Югославская копия итальянского автомобиля Fiat 600 (да, это тот самый, который стал прототипом советского ЗАЗ-965, "горбатого" "Запорожца"). Проблема послевоенной Югославии была в том, что импортные авто облагались налогом огромной пошлиной, а авто хотели иметь все. Поэтому в начале 1960-х годов государственный производитель Zastava заключил контракт с итальянцами и приобрел лицензию на Fiat 600 – так появилась Zastava 750, которых к началу 1990-х годов собрали более 920 тысяч.
Ранее "Телеграф" сообщал, что раритетный Mercedes-Benz как у Джо Байдена помыли впервые за почти 70 лет.