Иран вошел в ШОС: кому это надо и кто оказался под ударом

Читати українською
Автор
12470
Президент Ирана Ибрахим Раиси
Президент Ирана Ибрахим Раиси. Фото kremlin.ru

Расширение ШОС должно показать развивающимся странам, что, вопреки санкциям, кремль остается глобальным игроком

Во вторник, 4 июля, стало известно, что Иран, активно помогающий россии в войне против Украины, вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Это произошло во время онлайн-саммита в Индии, сообщает Hindustan Times.

Эксперты рассказали "Телеграфу", кто выигрывает от расширения ШОС, а также – чем это может угрожать Западу и Украине.

Игра китайцев и россиян

По мнению политолога-международника, политического эксперта консалтинговой организации "Фонд гражданской дипломатии" Георгия Кухалейшвили, для россии смысл расширения ШОС заключается в том, чтобы показать развивающимся странам Африки, Азии, Латинской Америки (чья позиция в украинско-российской войне неоднозначна и которые настороженно относятся к Западу), что, вопреки санкциям, кремль остается глобальным игроком. И может способствовать укреплению межрегиональных альянсов, которые продвигают альтернативную модель развития американской или европейской демократии.

"Для Китая (который наряду с рф, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном основал ШОС, расширившуюся в 2017-м за счет Индии и Пакистана, а теперь и за счет Ирана) смысл такого шага – укрепить свои позиции и авторитет на Среднем и Ближнем Востоке, – поясняет эксперт. – Впрочем, для россии – тоже. С одной стороны, Иран занимает жесткую позицию против присутствия США в регионе, что соответствует духу прохладных отношений Китая и США. С другой – Пекин посылает сигнал странам Персидского залива, давним противникам Ирана, что впредь ядерная программа Тегерана под неформальным надзором – и конкретно для Саудовской Аравии или ОАЭ не представляет угрозы. У Китая и рф есть общий интерес, а именно – ослабить влияние США в богатых нефтью странах Персидского залива и нивелировать арабо-иранское противостояние, чтобы исчезла поляризация, на которой исторически играли американцы, выступая гарантом безопасности нефтяных монархий".

Георгий Кухалейшвили предполагает, что иранское вхождение в ШОС может угрожать Западу и Израилю более решительными и агрессивными действиями Тегерана в регионе.

"Теперь иранские теократы будут прикрываться альянсом с Китаем и рф – и игнорировать предложения США и Европы по сворачиванию ядерной программы. Угроза для Запада и Израиля – укрепление военной мощи Ирана, а для Украины – интенсификация военного сотрудничества Тегерана и Москвы. В рамках ШОС страны-участницы могут активизировать сотрудничество в сфере ядерной энергетики и производства высокоточного оружия, ракет и беспилотников. Иранское оружие будет еще чаще использоваться россией в войне против Украины. Тегеран продолжит терроризировать Израиль руками террористических организаций Хамас и Исламский джихад", – прогнозирует эксперт.

Он считает, что Иран продолжит оказывать услуги россии в сфере поставок вооружений, в то же время получит доступ к российским технологиям в сфере ракетостроения, возможно, в сфере создания ядерного оружия.

"Китай может усилить свое экономическое присутствие в Иране, покупать там нефть по скидке. В свою очередь, укрепление отношений с Китаем принесет дополнительный приток валюты в иранскую экономику, которая страдает от санкций и международной изоляции", – констатирует Георгий Кухалейшвили.

Реальная угроза и пыль в глаза

Директор Центра Ближневосточных исследований Игорь Семиволос напоминает, что на прошлом саммите ШОС Иран стал наблюдателем с перспективой вступления. А потому не видит ничего удивительного в том, что он теперь стал частью данной организации.

"Лоббировали это вступление Китай и россия. Кто из них больше – тяжело сказать. На начальном этапе главную роль толкателя играла россия, затем присоединился Китай. Я так понимаю смысл этого действа – демонстрация успеха. Консолидация авторитарных режимов – очевидно, главная угроза", – подчеркивает Игорь Семиволос.

По словам преподавателя Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, эксперта по международной политике Петра Олещука, вступление Ирана в ШОС активно вызревало некоторое время. Он считает, что это связано с активным экономическим и военным сотрудничеством Тегерана с москвой.

В этой ситуации, поясняет эксперт, логично, что Иран принимает прямое участие в интеграционных проектах, на которые делает ставку рф.

"Очевидно, что в кремле расценивают ШОС как своеобразный вызов монополии Запада. И можно подать расширение организации как большую геополитическую "победу" россии. Мол, смотрите, мы победили загнивающий Запад! Можем смотреть в будущее с оптимизмом! То, что на Западе выписывают какие-то ордера на арест путина, ничего не означает. На самом деле путин – снова всех переиграл. На практике общих интересов у стран-членов ШОС не так много. Практически между всеми ними есть определенные противоречия", – подчеркивает политолог.

Эксперт сомневается, что глобально что-то поменяется со вступлением Ирана в ШОС.

"россия как сотрудничала с ним, с Китаем, с Индией – так и продолжит, – поясняет он. – Но со всеми – по-разному. Понятно, что Китай сейчас – ключевой политико-экономический партнер рф. Иран – это ключевой партнер в поставках вооружений. Ну, а Индия просто покупает значительные объемы российской нефти".

В конечном счете, отмечает Петр Олещук, всё это формирует ситуацию, связанную с попытками рф изменить геополитический баланс в мире.

"При этом, вряд ли что-то изменится. Кто сотрудничал с рф, тот и продолжит – в тех рамках, в каких посчитает для себя выгодным. Ну, а подобные объединения – просто фабрикация геополитических побед для путина", – констатирует политолог.