Один психолог на две-три школы: кто занимается эмоциональным состоянием детей во время войны, если психологов не хватает

Читати українською
Автор
4413
Один психолог просто физически не может покрыть потребности всех учащихся
Один психолог просто физически не может покрыть потребности всех учащихся. Фото Фото: EPA/UPG

Учителя и благотворители берут на себя основную функцию в психологической поддержке детей

Несмотря на военное положение, в Украине в этом году в школы впервые пошли 340 тысяч детей. И хотя эмоциональная нагрузка для большинства из них стала ежедневной реальностью, дети и их родители сразу столкнулись с проблемой — в отечественных учебных заведениях не хватает психологов.

"Телеграф" решил разобраться, удается ли школам справляться со стрессами и расстройствами психологического состояния детей. Увеличат ли штаты в учебных заведениях за счет психологов и что этому мешает?

Дети никогда не привыкнут к звукам взрывов

Классическая ситуация, с которой неоднократно сталкивались родители: ночью была воздушная тревога, ребенок находился в укрытии и в результате не выспался. Уроки начинаются утром, но школьник уставший, поэтому вряд ли усвоит учебный материал. При этом и в светлое время суток звуки тревог и обстрелов негативно влияют на эмоциональное состояние малышей.

В такой ситуации роль психологов сложно переоценить. Кроме индивидуальных консультаций, детям не помешали бы регулярные групповые сессии. Более того, школы должны сотрудничать с родителями и учителями, чтобы обеспечить комплексный подход к их психологической разгрузке.

Кто выполняет работу психолога в условиях военного времени

Как объясняет министр образования Оксен Лесной, для системных изменений в школах нужно больше специалистов по психологии и дополнительному финансированию.

"На сегодняшний день в школах есть половина ставки – один психолог, работающий иногда на две-три школы. Один человек не успевает охватить всех детей, не говоря о том, что крайне необходимо работать с педагогами и, часто, помогать родителям", – сообщил Лесной.

Кто же работает с эмоциональным состоянием детей, если психолог не справляется со своими обязанностями? Учителя. По словам педагогов одной из школ Днепропетровщины, их работа это больше, чем передача знаний — они психологи для своих учеников.

— Все дети, вернувшиеся в школу в этом году, имеют разный опыт жизни во время войны. Учителя должны это учесть. Банально – у маленьких детей может произойти истерика во время тревоги. Педагог должен уметь успокоить.

Когда ребенок испытывает тревогу или страх, может произойти кратковременный регресс навыков. Иногда речь может стать упрощенной и менее понятной. Ребёнок даже теряет самостоятельность. Не редкость – проблемы с контролем мочеиспускания (энурез) и способностью ориентироваться в пространстве и времени. А при постоянном стрессе у ребенка могут ухудшаться навыки чтения, способность выполнять математические задания и даже запоминать простые вещи, – говорит одна из учительниц младших классов в комментарии "Телеграфу".

По ее словам, каждый учитель начальных классов имеет базовые знания психологии и психического здоровья, однако опыта помощи детям во время войны не было. Потому преподавателям приходится повышать квалификацию. На таких курсах педагоги получают знания о психологической поддержке и активности детей в укрытии, помогающих стабилизировать состояние школьников, изучают методики дистанционного и смешанного обучения.

— Специалист в школах оказывает более основательную поддержку и консультации. Однако это не тот объем, в котором нуждаются дети. Ибо один психолог просто физически не сможет проводить занятия, которые бы учили детей руководить эмоциями. А тем более работать с родителями и педагогами, — говорит учительница.

Увеличат ли количество психологов на школу и их заработные платы

По словам эксперта по вопросам образования в Центральном офисе реформ Сергея Дятленко, для этого необходимо внести изменения в законодательство по количеству штата.

– Традиционно сложилось, что учитель – это, по сути, и есть психолог. Ибо с каждым вопросом, который возникает в классе, не бегут обращаться к психологу. Мелкие проблемы учитель может решить сам, и это предусмотрено в его официальной квалификации.

Но при военном положении потребность в психологах в школах, да и вообще в обществе, значительно увеличивается. Однако, во-первых, этих психологов нужно иметь. Во-вторых, они должны иметь желание работать в школе. И в-третьих, такие должности должны быть прописаны в штате. Хотя я не исключаю, что нам необходима работа психологов на волонтерских началах. Это могло бы решить проблему здесь и сейчас, говорит образовательный эксперт.

Ранее министр образования сообщал о дискуссии с Министерством финансов об увеличении числа ставок психологов. " Телеграф" обратился в Министерство образования и науки по вопросу, на каком этапе эти переговоры и когда можно ожидать реформирования системы оплаты труда или выделения дополнительных средств. В частности, одобренный Кабмином бюджет предусматривает увеличение финансирования сферы образования – 178,8 млрд грн ( +22,9 млрд грн ).

Как ответили в МОН, в школах, лицеях и гимназиях работают над обеспечением дополнительных должностей практических психологов и социальных педагогов.

— На сегодняшний день мы разработали только предложения изменений к Типовым штатным нормативам в учреждениях общего среднего образования. МОН подготовил проект приказа о внесении соответствующих изменений и направил на согласование Министерству финансов, — информируют в пресс-службе.

Однако повышение тарифной ставки министерство не рассматривает. И пока неизвестно, хватит ли специалистов, готовых работать на такой должности. Ведь в Украине зарплата детских психологов в государственных учреждениях относительно низкая, а карьерные возможности — ограничены.

Так что миссию "не оставить ни одного ребенка наедине с травмой войны" выполняют благотворители. Украинцы могут обращаться на бесплатные "горячие линии" по психологической поддержке для родителей и детей. От благотворительных фондов также работают мобильные психологи, готовые отвечать на индивидуальные запросы и участвовать в групповых сессиях с детьми. Однако ограниченное число этих специалистов не позволяет удовлетворить потребности всех детей, поэтому общественные объединения всегда открыты новым специалистам.