Шмыгаль — ручной, а министры сейчас выполняют указания Офиса президента — нардеп Ивченко
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 510
У текущего премьера нет амбиций, и он удобен власти
Стране нужен премьер-лидер, который будет активно внедрять новые идеи, новые реформы, будет принимать качественные кадры в команду, а Денис Шмыгаль таковым не является, рассказывает в интервью «Телеграфу» заместитель председателя партии «Батькивщина», посол фонда ООН по глобальному устойчивому развитию Вадим Ивченко.
Мы пообщались с народным депутатом о том, почему нужна отставка всего правительства, почему нынешний премьер-министр устраивает Офис президента, а также о приоритетных направлениях развития аграрной политики в Украине и возможном роспуске парламента.
Также мы поговорили с нардепом о его недавнем визите в США, где он встречался с ключевыми американскими политиками и чиновниками. В первой части интервью он рассказал, какие договоренности удалось достичь, чтобы открыть новую страницу американо-украинского сотрудничества.
— Сейчас активно обсуждаются возможные изменения в правительстве. По вашему мнению, нужны ли отставки министров и каких именно?
— Фактически, правительства Шмыгаля, за которое голосовала Верховная Рада в марте 2020, на сегодняшний день не существует — многих уже уволили. Хотя причины увольнения часто вообще неизвестны. Объективные — это когда они не справляются со своей работой, у них плохие показатели, а субъективные — когда, возможно, они кому-то просто не нравятся (например, в Офисе президента). Мне кажется, правильно было бы уволить все правительство и назначить новую команду во главе с премьер-министром и утвердить их программу действий. Через год выполнения именно этой программы будут критерии определения компетенции министров.
А у нас сегодня — ни программы, ни людей, ни понимания, почему увольняют министров. Неизвестно, выполняют ли они определенные показатели, или не выполняют. Непонятно, что они вообще должны делать, так как это мало было прописано в утвержденной программе действий.
— Довольны ли вы как депутат коммуникацией правительства с парламентом?
— От каждой коммуникации должны быть результаты. Премьер-министр и министры общаются с депутатами, но выполняют ли они поручения Верховной Рады и действительно ли у нас правительство подотчетно парламенту? Нет, в первую очередь выполняются указания Банковой.
Хотя правды ради скажу, что есть в правительстве министры, которые хорошо работают с парламентом и, считаю, хорошо выполняют свою работу. К сожалению, не могу сказать это о премьер-министре.
— Но почему тогда такой премьер может устраивать нынешнюю власть, Офис президента? Потому что сейчас мы можем слышать, что ни Зеленский, ни глава его Офиса не хотят менять Шмыгаля.
— Шмыгаль ручной, понятен. Он без амбиций, когда нужно, может остановиться, когда нужно, может чего-то не делать. Но нужен ли такой премьер стране? Думаю, нет. Стране нужен премьер-лидер, который согласно той социально-экономической политике, которую он утвердил перед парламентом, будет активно внедрять новые идеи, новые реформы, будет принимать качественные кадры в команду. Сегодня этого не происходит.
— Вы сказали, что есть некоторые из министров, кто эффективно выполняет свои функции. Или, по вашему мнению, эти министры могут иметь некую индульгенцию от увольнений?
— Да, есть министры, которые пытаются реально что-то делать. Например, министр сельского хозяйства Роман Лещенко. Он пытается возродить министерство АПК, которое было ликвидировано и разрушено правительством Гончарука, пытается восстановить 1% от ВВП государственной поддержки, единственный из всех предыдущих министров занялся мелиорацией на засушливых территориях. Это стратегически важное направление, и я знаю, что он проводит определенные переговоры в других странах по привлечению инвестиций в эти сектора. Мне нравится, например, министр финансов Сергей Марченко. К сожалению, его политического веса не хватает, чтобы довести договоренности с Международным валютным фондом до логического развития. Но он четко и понятно работает, в том числе, и с парламентом. При этом я понимаю, что те службы, которые находятся под министром финансов — таможня, ГФС и другие — они назначаются по договоренности с ОП. Ему трудно ими управлять, хотя это фактически его сфера деятельности. Также, эффективен министр регионального развития Алексей Чернышев. Тоже много слышу о проектах, об изменениях в законы о ликвидации ГАСИ. Мне кажется, что у него получается ломать эту коррупционную «кормушку». Никто не смог этого сделать до него.
Визит в США
— Недавно состоялся визит Зеленского в США, незадолго до этого, вы также были в Америке, где встречались с разными политиками и чиновниками. Как вы можете оценить визит украинского президента с точки зрения договоренностей, которые были достигнуты?
— Я был в Соединенных Штатах, встречался с крупным американским бизнесом, встречался с инвестиционными фондами, с политиками, в том числе, и теми, которые отвечают за Украину, и ровно через месяц в нашу страну приехала большая американская корпорация — компания «Indigo Agriculture Europe». Они занимаются усилением семян для укрепления от засухи, от болезней, а также углеродным земледелием. Представители компании встретились с руководством ведущих холдингов, планируют вместе с IFC начать финансирование программ сельского хозяйства, ориентированные на улучшение климатических условий. Состоялась встреча с Академией аграрных наук где был подписан меморандум. Компания ищет партнеров, а украинскому бизнесу это может принести много возможностей.
Я был с визитом в США в начале августа, а в начале сентября уже приехала к нам крупная корпорация. Президент был в Америке в начале сентября. Мы посмотрим, что будет в начале октября. Посмотрим, как к нам будут заходить американские инвестиции, используя кредиты экспортно-импортного банка.
Одним из главных препятствий для захода инвестиций в страну является фактически неработающая правоохранительная и судебная система. Инвесторы требуют, чтобы их средства были защищены. Приведу пример — весной текущего года эстонские инвесторы торгово-развлекательного центра SkyMall были вынуждены инициировать инвестиционный спор к государству Украина. Здание торгового центра пытаются отобрать! В ноябре Украина может получить иск на 750 000 000 долларов за инвест-конфликт. Именно такой размер понесенных компанией Аrricano убытков. Скажите, пожалуйста, инвестор, несмотря на то, что у коллеги забирают сотни миллионов долларов инвестиций, будет заходить в Украину без каких-либо гарантий? Американцы изучают украинские рынок и ищут людей, которые могли помочь им разобраться в украинских реалиях. Они смотрят на то, как должностные лица выполняют свои обязательства. К сожалению, скорее всего многие вещи, за которые договорился президент, будут исключительно декларативными. В настоящее время я не вижу людей в президентской команде, кто мог бы реализовывать все это на практике. Работа по привлечению инвестиций, разработке долгосрочных планов вообще не ведется. Такие действия не принесут пользы Украине и украинцам.
— То есть вы слышали от американцев, что им не хватает какого-то конкретного человека, который был бы ответственен именно за этот сектор сотрудничества с Соединенными Штатами?
— Нет. Я сказал, что нужно желание и нужные люди. Вопрос в выполнении обязательств, которые страна берет на себя и в стабильности законодательной и налоговой системы. На годы. Тогда будет предсказуемость и тогда, конечно, потребуются определенные люди, которые будут помогать заниматься заводом этих инвестиций в Украину. Не должен жить человек в Вашингтоне, и думать, как построить какой-нибудь "Университет будущего в Кривом Роге". Это я говорю о корпорации DFC. Они имеют открытое представительство, чтобы подписать меморандум с Министерством финансов и внедрять через свой офис проекты в Украине.
— Вы рассказывали после визита в Штаты, что вели переговоры с американскими чиновниками и бизнесменами по инвестициям в альтернативную энергетику и сельское хозяйство. Можете рассказать, какие конкретно проекты обсуждали?
— Мы обсудили приезд большой торговой миссии в Украину. Это компании, которые готовы инвестировать сюда свои средства. Мы посчитали, что это 3 миллиарда долларов. И есть большие фонды, которые готовы инвестировать как в свои проекты, так и в те, которые есть в наличии в украинских бизнесменов.
Это и международная финансовая корпорация (IFC) в партнерстве с федеральным министерством финансов Австрии, и калифорнийский Templeton фонд, и английский фонд Silverstone. Мы ставим перед собой задачу организовать приезд этой миссии и провести соответствующие мероприятия. Такой приезд точно позволит найти новых партнеров для обеих сторон.
— Вы также писали, что некоторые американские инвестиционные компании заинтересованы в том, чтобы выйти на украинский рынок. Что это за инвестиционные компании?
— Например, сейчас мы создаем американо-украинскую платформу для развития альтернативных источников энергии. Некоторые фонды выразили желание инвестировать в эти проекты. Это биометан, это биогаз, это биомасса. Упомянутый выше фонд сегодня уже строит десять биомассовых заводов в Болгарии. Я их пригласил в Украину и в случае положительных переговоров вполне возможно, что подобные проекты появятся и у нас. Вдвое уменьшить импорт газа благодаря биометану — реально. Общий годовой потенциал замещения природного газа благодаря биометану в Украине составляет 8 млрд кубометров. Это равно более 50% годового объема импорта природного газа и более 25% его общего годового потребления. Для сравнения, по данным ООО «Оператора ГТС Украины», в 2020 году общий годовой объем потребления природного газа составил более 28 млрд куб м, из которых импорт — около 50% от этого объема (15,9 млрд куб м.).
Нужно использовать все возможности. Я уже не говорю о биоэтаноле — это тоже переработка, и это часть тех долларов, которые мы отправляем в Россию за переработанную нефть или бензин. Мы можем оставить эти деньги в Украине у наших сельхозпереработчиков. Поэтому это стратегические направления, на которых мы должны сконцентрироваться.
Вторую часть интервью с нардепом Вадимом Ивченко читайте по этой ссылке.