Китай вытесняет США с позиций сверхдержавы: когда возможен военный конфликт?

Читать на украинском
Автор
Новость обновлена 05 октября 2021, 14:29

КНР реформировала свои вооруженные силы и готовится к нападению на Тайвань

Еще в прошлом 2020 году глава американского Федерального бюро расследований Кристофер Рэй назвал Китай самой большой долгосрочной угрозой для Соединенных Штатов Америки.

Недавняя статья на сайте The Guardian рассказывает о том, что, по мнению многих экспертов, стратегической целью руководства Китая является достижение мирового господства. "Телеграф" предлагает вам ознакомиться с ее переводом.

Многие наблюдатели резко критиковали Джо Байдена за неумелый поворот в политике США. Хаотический выход из Афганистана, заключение пакта безопасности с Австралией и Великобританией в Индо-Тихоокеанском регионе, ссора с ключевыми союзниками и другие "движения" выглядели не солидно. Однако дальнейшие действия говорят о том, что Байден решил сосредоточиться на самом большом внешнеполитическом вызове — системном соперничестве с Китаем.

Первая точка пересечения с интересами Пекина

Важным вопросом сейчас является то, насколько быстро это соперничество обострится на Тайване. Тайвань – это следующая цель Китая, но неизвестно, готов ли Запад сражаться за него. Поможет ли делу защиты этого острова свободы недавно заключенные трехсторонний пакт между США, Великобританией и Австралией? 

Тайвань - остров в Тихом океане, в 150 км от восточного берега материковой части Китая /bbc.com

Китайские государственные СМИ восторженно описывают конец американской империи, особенно, на фоне ухода США и Афганистана. По их мнению, Афганистан показал, что в случае войны, оборона Тайваня "рухнет в считанные часы, и американские военные не придут на помощь". Китайские СМИ уверены, что у США нет мужества для борьбы.

 Ранние прогнозы столкновения

Политика США в течение 40 лет оставляла без ответа то, что же они могут сделать в случае вторжения Китая. Исследователи предупреждали о надвигающемся конфликте с Китаем еще в начале 1997 года.

С тех пор целые библиотеки были заполнены обсуждением этой темы, в том числе библиотека Иэна Истона, отображающая, как будет происходить вторжение час за часом. Жан-Пьер Кабестан, автор книги "Demain la Chine: guerre ou paix?" ("Будущее Китая: война или мир") почти два десятилетия писал о возможном вторжении на Тайвань.

Он беспокоится, не наступил ли переломный момент в этом вопросе. "Проект Пекина с каждым днем становится все более очевидным — стать ведущей мировой державой и таким образом свергнуть Вашингтон с его пьедестала, доминировать в Восточной Азии и тем самым вытеснить Америку из западной части Тихого океана", — пишет он, — "Народно-освободительная армия Китая каждый день готовится к вооруженному конфликту с Тайванем".

Бывший премьер-министр Австралии Кевин Радд отмечает, что, сейчас, когда Гонконг находится в руках Китая, присоединение Тайваня представляет собой незавершенное задание для КНР.

 "Я думаю, что до конца 2020-х и начала 2030-х годов мы перейдем в период, когда Китай начнет реализовывать свои варианты возвращения Тайваня на свою орбиту влияния", — сказал Кевин Радд, — "И вот тогда это действительно будет опасно для нас".

Китайская армия готова действовать /navy.mil

Когда президент Китая Си проинспектировал провинцию Фуцзянь через пролив напротив Тайваня, он позвонил госсекретарю США Энтони Блинкену и сказал: "Тайваньский вопрос касается суверенитета и территориальной целостности Китая и затрагивает основные интересы Китая. В мире есть только один Китай, а Тайвань — неотъемлемая часть Китая".

США выражают поддержку Тайваню

Блинкен подтвердил готовность США помочь Тайваню защитить себя. Он выразил мнение, что было бы "серьезной ошибкой пытаться изменить существующий статус-кво силой".

Тайвань начал понимать, что ему нужно делать больше, чтобы защитить себя. В течение следующих пяти лет он потратит на оборону дополнительно 8,7 млрд долларов, в том числе на новые ракеты. Это необходимо, утверждает Таннер Грир, ученый из Тайваня, потому что тайваньцы фактически отказались от обучения призывников, а их военное командование изолировано и устарело. Он добавляет, что, если Тайвань не мобилизует свое общество, США не могут предоставить гарантии обороны.

Тайвань увеличил расходы на оборону /ukrinform.ru

Для Белого дома это было бы слишком сложной задачей продвинуть этот вопрос внутри своей страны. Опрос Чикагского совета, проведенный в августе, показал, что только 46% поддержали прямое обязательство защищать Тайвань в случае вторжения Китая, даже если гораздо большее число — 69% — поддержали признание Тайваня США.

Каковы истинные намерения КНР

Ключевым вопросом являются истинные планы Китая, его временные рамки и глубина его решимости отстаивать свои претензии, в том числе в отношении Тайваня.

"Есть те, кто говорит, что Китай имеет агрессивные намерения и глобальные амбиции и действует в соответствии с этими глобальными амбициями", — сказал Дэвид Эдельштейн, автор книги "За горизонтом". Его исследование касается того, как взаимодействуют падающие и восходящие державы.

"Другая школа мысли рассматривает это как классическую дилемму безопасности в международных отношениях. И США, и Китай стремятся защитить свои интересы и при этом угрожают другим. Третий аргумент состоит в том, что Китай действительно мотивирован вопросами внутренней безопасности. Для китайского руководства важнее всего то, что оно хочет мира, безопасного для китайского авторитаризма, и пока он безопасен, у них нет других особых амбиций".

Анализ стратегии Китая

В правительственных кругах США обеспокоенность намерениями Китая только возрастает. Тезис, изложенный Бараком Обамой, о том, что США могут использовать свою мощь, чтобы убедить Китай вести себя смирно больше не кажется надежным.

Раш Доши, занимавший должность директора по Китаю в Совете национальной безопасности (СНБ) администрации Байдена, опубликовал свой анализ стратегии Китая.

Доши обнаружил три стратегии, каждая из которых основана на меняющемся восприятии американской угрозы. Первый 20-летний период начался с окончанием холодной войны, распадом Советского Союза, войной в Персидском заливе и событиями на площади Тяньаньмэнь и был посвящен подавлению источников американской мощи.

Затем, после финансового краха 2008 года, Пекин, будучи уверенным, что модель США ошибочна, перешел к созданию основ для китайского порядка в Азии. Лучше всего это изложил тогдашний президент Ху Цзиньтао на 11-й конференции послов Китая в 2009 году. Ху заявил, что произошло "серьезное изменение баланса международных сил" и что теперь Китаю необходимо "активно что-то делать".

Китай отошел от мин и ракет и инвестировал в авианосцы и амфибии. Он милитаризовал острова в Южно-Китайском море и начал строить больше кораблей для своего флота. На политическом уровне Китай переключил свое внимание с участия в международных организациях, чтобы уменьшить влияние США. Вместо этого он начал запускать свои собственные инициативы, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и "Один пояс, один путь".

Китай активно развивал свой военно-морской флот /warfor.me

Третья и текущая эпоха описывается как "великие невиданные ранее перемены". Этот период, по словам Доши, совпал с избранием Дональда Трампа и Brexit в 2016 году, что символизировало распад западного политического альянса. На карту снова поставлен мировой порядок из-за беспрецедентных геополитических и технологических сдвигов. По мнению Доши, эта стратегия требует от Китая проецирования нового лидерства и продвижения своих норм в таких учреждениях, как Организация Объединенных Наций. Китайские вооруженные силы должны быть преобразованы в экспедиционные силы мирового класса с базами по всему миру. Место Китая в центре глобальных цепочек поставок также должно быть укреплено.

"Китай уже может говорить с мировыми державами на равных", — заявил Си на ежегодных законодательных сессиях в Пекине в начале марта. Это замечание широко интерпретируется китайскими СМИ как заявление президента о том, что Китай больше не считает США превосходящей силой.

Когда же возможен прямой конфликт

Выступая перед комитетом Сената по вооруженным силам в марте, адмирал Филип Дэвидсон, в то время возглавлявший Индо-Тихоокеанское командование США, обозначил суровые сроки потенциального вторжения, заявив: "Я думаю, что угроза проявится в течение этого десятилетия — фактически, в ближайшие шесть лет".

Адмирал Филип Дэвидсон считает, что угроза со стороны Китая более чем реальна /nikvesti.com

Он добавил: "Я обеспокоен тем, что они ускоряют свои амбиции по вытеснению Соединенных Штатов и нашей руководящей роли в основанном на правилах международном порядке. По их заявлению, они хотят сделать к 2050 году. Я беспокоюсь, что они могут захотеть это сделать раньше".

Свидетельствуя перед тем же комитетом, преемник Дэвидсона адмирал Джон Акилино не назвал даты ожидаемой конфронтации, но многозначительно сказал: «Я считаю, что эта проблема гораздо ближе к нам, чем думает большинство. И мы должны взять это на себя, задействовать такие средства сдерживания, как Тихоокеанская инициатива сдерживания, в ближайшем будущем и в срочном порядке».

С тех пор Дэвидсон расширил свое мнение о неминуемой угрозе для Тайваня. "Изменения в возможностях Народно-освободительной армии Китая с ее ракетными и киберсилами, а также их способности обучать, повышать совместную оперативную совместимость и материально-техническое обеспечение — все эти тенденции указывают мне, что в течение следующих шести лет у них будет возможность и способность насильственно присоединить Тайвань", — заявил он.

"В то же время в течение следующих шести лет мне ясно, что Китай будет придерживаться общепартийного подхода, который стремится принуждать, коррумпировать и кооптировать международное сообщество таким образом, чтобы они могли достичь своего геополитического преимущества, чтобы вынудить Тайвань капитулировать из-за крайнего дипломатического и экономического давления".

Именно такая оценка объясняет дипломатические риски, на которые Байден был готов пойти при формировании нового трехстороннего пакта безопасности. Он говорит, что пакт и уход из Афганистана следует рассматривать как одно целое. Если Индо-Тихоокеанский регион имеет решающее значение для 21-го века, а США считают, что Китай стремится к мировому господству, Байдену нужен был надежный ответ на китайскую угрозу, которая наиболее быстро проявилась в отношении Тайваня.

Тайваньские военно-морские силы заявляют, что логическим районом для размещения атомных подводных лодок пакта будет глубокая вода в западной части Тихого океана недалеко от Тайваня. Таким образом, это сигнал Китаю о том, что, несмотря на формальности, США будут стремиться защищать его.