Мозг превращался в стекло: ученые рассказали, как умерли жертвы извержения Везувия

Читати українською
8264
Извержение Везувия уничтожило не только город Помпеи
Извержение Везувия уничтожило не только город Помпеи. Фото Иллюстративное фото

Жители городов возле Везувия умирали быстро, но страшно

Около двух тысяч лет назад в древнеримском городе Помпеи произошло извержение вулкана Везувий. Город Помпеи был уничтожен, а его сосед Геркуланум частично разрушен. Исследователям удалось найти остатки следов обитателей Геркуланума и выяснить, что происходило с ними во время извержения вулкана.

Об этом пишет Science Alert со ссылкой на исследования ученых из Третьего университета Рима и Университета Федерико II в Неаполе. В результате стихийного бедствия черепа людей могли разрываться изнутри.

Ученые выяснили, что тела в результате извержения Везувия буквально испарялись под воздействием горячих газов вулкана. В 2018 году были найдены первые свидетельства того, что жители Геркуланума погибли именно в результате извержения Везувия. Останки мягких тканей и крови свидетельствовали о том, что тела буквально кипели, когда на них попадал вулканический пепел, а черепа взрывались изнутри.

Два года спустя, в 2020 году археологи обнаружили еще один череп. Его содержимое было похоже на стекловидный материал. Ученые пришли к выводу, что мозг человека мог превратиться в стекло под воздействием высокой температуры, которая могла достигать 500 градусов Цельсия. Отсюда остекление мозга, треснутые зубы, сжатые конечности, обугленные кости и разорванные черепа. Однако другие находки тканей указывали на то, что в Геркулануме были и более низкие температуры.

Чтобы узнать, что именно произошло с жителями древнеримских городов, ученые реконструировали температуры во время извержения вулкана. Было изучено около 40 древесины, обнаруженных в 1960-х годах в пяти разных регионах города, чтобы узнать количество отраженного света в них. Количество отраженного света указывало на температуру, при которой обуглилась древесина.

Анализ показал, что, когда первое облако вулканического пепла достигло Геркуланума, температура превышала 500 градусов по Цельсию и достигала 555 градусов. При такой температуре человек мог бы мгновенно умереть, оставив после себя несколько дециметров пепла.

Наиболее высокие температуры были зафиксированы в северной части города — именно там и нашли мозг, который превратился в стекло. Более низкие показатели были на побережье, что объясняется взаимодействием пепла и морской воды. Последующие волны извержения Везувия наносили больше пепла и обломков, но были уже не такими горячими: от 390 до 465 и от 315 до 350 градусов Цельсия. Обычно такие потоки двигаются низко к земле со скоростью несколько сотен метров в секунду.

И действительно, свидетели извержения Везувия позже описывали свои наблюдения за облаками, которые "бегут по земле, как потоки". Смерть при извержении вулкана могла наступить не только из-за высоких температур, но и из-за углекислого газа, высокого давления и удушья при вдыхании пепла.

Ранее "Телеграф" рассказывал о том, почему динозавры были такими большими или наоборот маленькими. Ученые провели ряд исследований и смогли дать объяснение этому феномену.