Румыния строит "коридор" в Украину в обход Польши и Венгрии: будет ли новый стратегический союз

Читати українською
Автор
4789
Новый транспортный путь откроет немало возможностей для Украины
Новый транспортный путь откроет немало возможностей для Украины. Фото Wikipedia

Стало известно, как это косвенно связано с НАТО и облегчит ли трасса поставки оружия для ВСУ

Пока продолжаются непростые дискуссии и переговоры с Польшей по поводу разблокирования границы для украинских перевозчиков и экспорта, позитивное известие поступило с неожиданной стороны. В Румынии быстрыми темпами продолжается строительство дороги, которая в этом году должна соединиться с украинским участком.

"Телеграф" разбирался, что это за проект и какие открываются возможности для Украины на фоне логистических недоразумений с Польшей.

Что известно о новом "коридоре" и чем он так важен

Решение о строительстве этой трассы в Румынии было принято еще в мае 2022 года, а внимание к этому проекту в Украине выросло в январе уже в этом году на фоне блокирования польско-украинской границы.

Строительство на сумму 1 миллиард евро финансирует Евросоюз, из которых 30% — грантовые средства. Фактически, новую трассу планируют запустить до конца 2024-го. Речь идет о так называемой Молдовской скоростной автостраде (Западная Молдова — историческая область на востоке Румынии. — Ред.), и Autostrada Moldovei получит международный номер дороги А7. После достройки участка до украинской границы его общая длина вырастет с 314 до 450 километров. В будущем новый "коридор" позволит Украине получить выход в румынские порты на Черном море (например, в Констанцу и другие портовые хабы).

"Молдавская автострада" соединит Бухарест с границей Украины
"Молдавская автострада" соединит Бухарест с границей Украины

Ведь на фоне войны Украина получила блокаду с двух сторон: в Черном море свободно перемещать грузы ей мешает Россия, а на западных границах Украины блокируют транспортные перевозки Польша, Венгрия и Словакия.

Как сообщил "Телеграфу" председатель комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и международного сотрудничества Александр Мережко, запуск данной дороги облегчит экспортные перевозки из Украины и логистическое сообщение с ЕС, а также другими странами. Это в условиях полномасштабной войны имеет огромное значение.

— В этом случае речь идет о диверсификации (поставок из Украины. — Ред.). Это дает экономические и даже политические гарантии стабильных торгово-экономических связей с другими странами. Считаю, что с этой точки зрения такая дополнительная гарантия является положительной. Ведь сейчас, когда идет война на истощение, немаловажное значение имеют ресурсы и состояние экономики. Следовательно, нам нужно быть на 100% уверенными, что у нас по крайней мере экономические и торговые пути будут защищены. Так что это вопрос выживания, а не только экономики. Это вопросы политики и выживания страны во время войны.

Эксперт по транспорту, и.о. министра транспорта и связи Украины (2008-2010 гг.) Василий Шевченко уточнил: хотя этот "коридор" проходить только по территории Румынии, он идет в направлении важного греческого порта Александруполис на побережье Эгейского моря. Кстати, согласно договоренностям США и Греции в 2022 году, порт стал важным хабом для отправки военного оборудования НАТО в восточноевропейские государства.

"Это сейчас главный хаб стран НАТО. Через этот порт идет активное обеспечение стран НАТО Черноморского региона. Он связывает пути с Бухарестом. Если мы говорим, что в конце 2024-го этот путь будет построен, то это будет прямое сообщение с этим портом. Это открывает не только возможности транспортного сообщения с Румынией, но и сообщение с Грецией через территорию Болгарии. Транспортный маршрут становится не только маршрутом, открывающим новые транспортные возможности, но и оборонными возможностями", — пояснил он в эфире "Общественного радио".

Эксперт также добавил, что Украине тоже нужно приобщаться к трансграничному строительству. Сейчас у украинской стороны есть планы сделать единый дизайн всех переходов и построить к ним подходы, будут работать параллельно и автомобильные маршруты, и железнодорожные.

"Думаю, все эти проекты будут реализовываться. Это новые возможности для Украины и нашего экспорта", — аргументировал он.

Какие еще важные нюансы и есть ли минусы

Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик в комментарии "Телеграфу" в большинстве своем положительно оценивает строительство и запуск нового транспортного сообщения с Румынией, но в будущем, после войны, могут быть нюансы.

— Строительство дороги — важный шаг со стороны Румынии. Напомню, что довольно долго Киев рассматривал Бухарест в контексте стратегической конкуренции в Черноморском бассейне, а не как партнера.

Румыния неоднократно выдвигала почти территориальные претензии как по островам на Дунае, так и в целом вела соответствующую политику по "дунайским вопросам". Она также, как правило, дистанцировалась от совместных с Украиной проектов, нуждающихся в привлечении национальных финансов.

Сейчас мы пересмотрели весь кейс отношений Киева с Бухарестом. Не скажу, что сняты все без исключения замечания, что у нас возник стратегический союз. Но сейчас у нас с Румынией есть полное понимание и гораздо более теплые отношения по многим позициям, чем с некоторыми нашими партнерами, которых мы иногда называем "нашими адвокатами" в ЕС.

Эксперт добавил, что если параметры и пропускная способность новой румынской трассы будут соответствовать заявленным характеристикам (количеству полос, пропускной способности, качеству дорожного покрытия и т.п.), то это "альтернатива всем имеющимся коммуникациям, которые проходят через [государство] Молдова и альтернатива даже некоторым путям в Евросоюз через, например, Словакию — то есть товаропоток может туда переориентироваться".

— Кроме того, мы понимаем, что сейчас у Молдовы сложная политическая ситуация, впереди у них выборы. Местные выборы, прошедшие в Молдове (осенью 2023 г. — Ред.), свидетельствуют не в пользу удержания Майей Санду лидерских позиций. Так как в больших городах побеждают оппоненты, которых условно можно относить к умеренно-ватному сегменту. Не говорю, что это российские агенты, но их риторика и готовность блокироваться с откровенно пророссийскими силами, такими как Игорь Додон, указывает на то, что Молдова может в один печальный момент (после смены политического режима) создать проблемы вроде тех, которые мы видим в Венгрии или в Польше.

И тогда мы фактически оказались бы в осаде. Если это будет синхронизировано во времени и пространстве с ограничениями, которые вводят наши восточноевропейские соседи (Польша, Словакия, Венгрия), и к ним присоединится Молдова, это будет кризис, который нам будет сложно преодолеть, — объясняет Виталий Кулик.

Таким образом, как отметил руководитель Центра исследований проблем гражданского общества, строительство дороги в Румынии сможет вывести Украину из осады соседей, перенаправив транспортные потоки по румынской территории.

Хотя для Киева существуют и определенные риски, они лежат в той плоскости, что будет уже после войны.

— Сейчас мы видим в этой дороге больше пользы и важности, чем возможные риски. Думаю, очень хорошо, что Бухарест все это делает, — резюмировал он.

Ранее в комментарии "Телеграфу" член комитета Верховной Рады по вопросам аграрной и земельной политики, нардеп Дмитрий Соломчук прогнозировал в контексте логистического противостояния Польши и Украины, что деструктивизм Варшавы сыграет с ней злую шутку: "Поэтому я бы советовал польской стороне быстрее разблокировать границу, потому что в долгосрочной перспективе это навредит им".

Это, по его словам, кроме переориентации транспортного трафика еще и будет иметь экономический эффект.

— Если смотреть в далекое будущее, поляки этой блокадой сами проигрывают из-за того, что потеряют в Украине минимум 30-35 миллионов потребителей своей мясной, молочной продукции, строительных материалов, одежды и обуви, завозимых с польской территории. Блокада границы навредит им еще и потому, что полякам завоевать рынки Германии, Великобритании, Дании продукцией их качества будет очень сложно. Ведь в большинстве своем они ориентировались на рынки восточноевропейских стран, — отмечал парламентарий.

Как Украина может подстраховаться

Заместитель председателя комитета ВР по внешней политике и международному сотрудничеству Арсений Пушкаренко рассказал "Телеграфу" о еще одном важном инфраструктурном проекте, который Украина планирует запустить, чтобы подстраховаться от проблемного Приднестровья и диверсифицировать транспортные потоки за границу.

Речь идет о строительстве автодорожного пограничного мостового перехода на украинско-молдавской государственной границе через реку Днестр в районе населенных пунктов Ямполь – Косеуц.

— Это позволит получить новое современное сообщение, которое будет развивать экономику и межгосударственные отношения Украины с Молдовой, — сообщил нардеп, напомнив, что в 2021 году президент Владимир Зеленский и Maйя Санду договорились о реализации этого проекта. Но из-за начала полномасштабного вторжения в РФ его пришлось отложить.

Новый мостовой переход станет альтернативой паромной переправе
Новый мостовой переход станет альтернативой паромной переправе

— Однако в июне 2023 года, – продолжил Пушкаренко, – министры инфраструктуры обеих стран Александр Кубраков и Андрей Спину подписали соответствующий документ. Стоит отметить, что этот проект очень важен, ведь его реализация позволит сократить путь между Киевом и Кишиневом. Для отечественных экспортеров откроется кратчайший путь из центра Украины в страны Центральной и Юго-Восточной Европы в обход оккупированного Приднестровья. Пограничный мостовой переход станет большой альтернативой паромной переправе у перехода Ямполь – Косеуц и который откровенно не справляется с нагрузкой.

Нардеп также отметил, что протяженность совершенно нового современного моста составит 1,4 километра. Его построят с учетом всех современных государственных строительных норм, в том числе безбарьерности. Сам же проект планируют реализовать на средства украинского и молдавского правительств.

Как сообщал "Телеграф" ранее, в городе Сарны Ровенской области открыли движение по важному мосту на трассе Киев — Ковель — Ягодин (т.н. "Варшавка").