Рада возьмется за два резонансных закона: в чем их важность

Читати українською
Автор
3824
Верховная Рада на пленарной неделе планирует рассмотреть два резонансных законопроекта
Верховная Рада на пленарной неделе планирует рассмотреть два резонансных законопроекта. Фото telegraf.com.ua

На будущей пленарной неделе, с 16 по 19 ноября, Верховная Рада намерена рассмотреть резонансный законопроект № 5600, известный как «ресурсный». С целью обеспечения сбалансированности налоговых поступлений нардепам предлагают ввести новые налоги и увеличить рентные платежи. Под удар попадут многие, включая аграриев.

Как уверяет нардеп фракции «Голос» Ярослав Железняк, за налоговый законопроект №5600, который не смогли принять в сентябре, намерены голосовать в среду, 17 ноября, причем по спецпроцедуре.

А в пятницу, 19 ноября, хотят голосовать за применение такой процедуры еще к одному законопроекту – №3739 касательно локализации в отдельных отраслях украинского машиностроения.

К нему ко второму чтению подали 2170 правок, уверяет Железняк.

Эксперты рассказали «Телеграфу», чего ожидать от Рады в ракурсе голосования за данные законопроекты, а также – почему они вызывают такой резонанс.

Тень Разумкова

Политтехнолог, руководитель Центра политической разведки Олег Постернак акцентирует, что следующая неделя Рады имеет финансово-экономический оттенок. А это означает, что при рассмотрении таких вопросов обостряется лоббистская деятельность депутатов, связанных с крупным бизнесом и олигархами.

«В принципе, следующая неделя интересна двумя фактами. Первый – как будут голосовать депутаты, вошедшие в созданное экс-спикером Дмитрием Разумковым межфракционное объединение «Разумная политика».

Это будет свидетельствовать о том, насколько серьезно готовы около 20 членов монобольшинства пойти на кризисные взаимоотношения с Офисом президента. Второй момент – какие преференции выбьют для себя олигархи и их лоббисты в стенах Рады. Ведь рассматривать будут бюджетные вопросы, налоговый законопроект 5600, законопроект о локализации в отдельных отраслях промышленности, законопроект о виртуальных активах», – отмечает Олег Постернак.

Токсичный № 5600

По мнению политтехнолога, учитывая тот факт, что ко второму чтению в законопроекте 5600 была снижена налоговая нагрузка на добычу железной руды (рента привязывается к рыночной мировой цене на руду), это может стать предвестником завершения политического конфликта между властью и Ахметовым.

«Хотя риск принятия этого законопроекта состоит в том, что его нормы непосредственно зацепят обычных людей, продающих на рынках свою продукцию и планирующих купить новую квартиру. Особо болезненным будет удар про аграриям, так как депутаты вроде бы оставят норму о минимальных налоговых обязательствах, которые будут рассчитываться по формуле с учетом уплаты других налогов (сумма всех налогов с пользователей земли не может быть меньше 5% стоимости земли). Если оказывается меньше – придется доплачивать», – поясняет Олег Постернак.

Он также считает, что принятие этого закона может привести к росту цен на мясо и яйца, так как из 4 группы плательщиков единого налога планируют исключить производителей животноводческой продукции.

«В случае, если во время голосования проект закона снова резко «преобразится» в угоду определенным финансово-промышленным группам, возникает проблема сбалансированности бюджета, – прогнозирует Олег Постернак. – ведь его проект на 2022 год был подготовлен с учетом как раз доходов от новых фискальных правил». 

Экономический эксперт, координатор гражданской инициативы "Рух бізнесу України" Андрей Гарнат называет законопроект №5600 токсичным. И подчеркивает, что продвигает его непосредственно Налоговый комитет, во главе которого стоит Даниил Гетманцев, ставший чуть ли не врагом №1 для предпринимателей Украины.

«В случае принятия этого законопроекта, он сделает бизнес климат в стране не просто токсичным для всех субъектов хозяйственной деятельности, но и в некоторых случаях – просто неприемлемым. Ведь в разы вырастут риски административного давления со стороны контролирующих органов, – поясняет Андрей Гарнат. – Такие законопроекты лучше сразу аннигилировать, не доводя до вынесения на голосование. Ведь еще при первом столкновении этого «чуда враждебной мысли» с бизнес- и экспертным сообществом, документ получил шквал аргументированных негативных оценок. Впоследствии они вылились в более 11000 правок. Понятно, что из этой законодательной инициативы уже не в состоянии получиться нормального, справедливого, ведущего к развитию закона».

Позитив и риски локализации

А вот законопроект №3739 о локализации при госзакупках машиностроительной продукции путем внесении изменений в закон Украины «О публичных закупках» Андрей Гарнат считает положительным. И напоминает суть предложений: в течение трех лет должна быть увеличена (до 60%) доля госзакупок продукции, произведенной украинскими предприятиями в таких отраслях как железнодорожный транспорт, городской пассажирский транспорт, машиностроение, коммунальная и спецтехника.

«Данный законопроект создаст предпосылки как к развитию отечественного машиностроения, так и к частичному переносу зарубежными компаниями производств на территорию Украины. Это повлечет за собой создание новых рабочих мест, развитие смежных отраслей, положительно скажется на платежном балансе (за счет снижения импорта), и в итоге, поднимет ВВП», – поясняет эксперт.

Впрочем, отмечает он, коррупционные риски при этом никуда не денутся.

«Скорее всего, распределение заказов будет отчасти происходить «традиционным» для нашей страны образом. С «откатами», взятками и прочим. Но сейчас важно заложить сам механизм поддержки отечественного производителя и развития стратегических отраслей промышленности, – говорит Андрей Гарнат. – А вычистить и оздоровить государственный менеджмент мы сможем уже на следующих выборах при перегрузке законодательной власти и смене государственного аппарата».

Олег Постернак отмечает, что №3739, по идее, должен защитить Украину от интервенции иностранных промышленных производителей. И это вписывается в стратегию государственного протекционизма.

«Невозможно поднять экономику Украины, если не создавать рабочие места и не развивать собственное производство, – поясняет он. – Однако есть риски, связанные с соблюдением Украиной взятых обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС».

Ранее «Телеграф» сообщал, что в сентябре 2021 год, спустя два года после первой инициативы, в Верховной Раде Украины поддержали законопроект по цифровым активам.