Война Израиля с ХАМАС: ситуация накаляется, торги продолжаются и как это скажется на Украине

Читати українською
Автор
2396
Армия обороны Израиля готовится к наземной операции против ХАМАС
Армия обороны Израиля готовится к наземной операции против ХАМАС. Фото ЦАХАЛ

Обе стороны понимают, что наземная операция в секторе Газа приведет к многочисленным жертвам

Война Израиля и ХАМАС, совершившим варварское нападение 7 октября с массой жертв и заложников среди мирного населения, идет уже третью неделю. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) наносит удары по сектору Газа и готовится к наземной операции, мир раскололся на два лагеря – произраильский и пропалестинский. Лидеры коллективного Запада открыто проводят параллели между террористическими действиями ХАМАС и путинским режимом.

Об этом на прошлой неделе заявил президент США Джо Байден, поясняя в обращении к американцам важность поддержки Украины и Израиля. На этом же акцентировал премьер Великобритании Риши Сунак в выступлении перед Палатой общин в понедельник, 23 октября.

Эксперты рассказали "Телеграфу", как события на "накаляющемся" Ближнем Востоке могут развиваться дальше, а также о влиянии происходящего на российско-украинскую войну.

Почему тянут с наземной операцией и кто уже в игре

Политолог, профессор кафедры международных отношений НАУ Максим Яли считает, что ключевой вопрос сейчас – когда и в какой форма начнут наземную операцию в секторе Газа. Он напоминает, что министр обороны Израиля Йоав Галант заявил – она неизбежна. И будет проводиться с воздуха, суши и моря.

"Очевидно, что старт операции задерживается. И связано это, в том числе, с давлением со стороны США. Все понимают: после захода израильской армии в сектор Газа риски перерастания конфликта в региональный, а то и глобальный существенно возрастут", – поясняет эксперт. Но есть и другой аспект, отмечает он.

"Реакция ЦАХАЛ и руководства Израиля сразу после нападения ХАМАС была эмоциональной. И неподготовленной. Поэтому западные союзники, прежде всего Штаты, начали открыто вмешиваться. Ведь стратегии дальнейших действий у Израиля, похоже, нет. Что делать после того, как операция будет завершена? Окажется ли она успешной, учитывая длительную подготовку террористов ХАМАС, основная инфраструктура которых находится под землей? После массированных ракетно-бомбовых ударов ЦАХАЛ по сектору Газа территория там непригодна для прохождения военной техники. Что повышает риски ее поражения противником. Как видим, хамасовцы научились пользоваться дронами, что также повлечет существенные потери в технике наступающих".

Плюс, продолжает Максим Яли, представители ХАМАС намного лучше знают территорию, где начнутся наземные и подземные бои. Что повлечет за собой еще и существенные потери израильтян в живой силе.

Учитывая, отмечает политолог, что число жертв среди мирного населения сектора Газа в результате ответных ударов Израиля уже пошло на тысячи, это увеличивает поддержку Палестины в целом и ХАМАС в частности среди мусульманских стран – и не только их.

"Руководство Израиля подвергается за это существенной критике. Нет стратегии. Нет понимания – что делать дальше? Оккупировать сектор Газа? Уходить после частичной "зачистки", давая остаткам ХАМАС или тому, кто придет ему на смену, набраться новых сил для новых атак? Ответа на эти вопросы нет, – констатирует Максим Яли. – Потому и нет пока наземной операции. Оттягивает ее и риск присоединения к ХАМАСу в войне с Израилем, как минимум, "Хезболлы" со стороны Ливана. Угрожает чем-то подобным и Иран, хотя, с моей точки зрения, он пока не готов вступать в полномасштабную войну. Тем более, что США уже дали четкий сигнал – что выступят тогда на стороне Израиля".

Впрочем, самим Штатам тоже не нужен "второй фронт", наряду с российско-украинским, уверен эксперт. В Белом доме прекрасно понимают, что это будут и существенные издержки, и – что быстрого решения израильско-палестинского конфликта просто нет. Потому имеем своеобразный цугцванг (положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции), считает Максим Яли.

По его мнению, нельзя исключать, что израильтяне сделают ставку на небольшие рейды. Но если ЦАХАЛ всё же начнет полномасштабную военную операцию в Газе, она затянется на месяцы, предупреждает политолог. Вероятность чего подтверждает и Минобороны Израиля.

Затягивание конфликта на Ближнем Востоке отрицательно отразится на Украине, считает собеседник "Телеграфа". В информационном поле внимание с российско-украинской войны практически полностью переключилось на противостояние Израиля с ХАМАС. Кроме того, в американской прессе пошла информация, что часть 155 мм снарядов, которые предназначались для Украины, уже переданы Израилю.

Учитывая, что производственные мощности США еще не запущены на полную – и не способны удовлетворить даже нужды Украины в снарядах, открытие "второго фронта" на Ближнем Востоке, особенно в случае длительной наземной операции в Секторе Газа, ослабит военную помощь Киеву, акцентирует Максим Яли.

Эксперт считает, что риски перерастания этого локального конфликта в региональный, а уж тем более в глобальный – пока минимальны. Ведь это не нужно ни одному из вовлеченных игроков.

"Ни Ирану (который может оказаться под огнем израильтян и американцев), ни США (особенно в свете грядущих выборов), – уточняет политолог. – Затягивание конфликта выгодно россии, но она не является там основным игроком. Понятно, что не без ее участия ХАМАС проводил террористические атаки на Израиль. Но главная роль там всё же у Ирана".

Европа тем более не заинтересована в новой горячей точке, уверен Максим Яли. Да и мусульманский мир тоже. Он пытается удержать руководство ХАМАС, "Хезболлы" от дальнейшей эскалации. Ведутся переговоры.

"Очень многое будет зависеть от формата, в котором ЦАХАЛ решится на наземную операцию в секторе Газа", – резюмирует эксперт.

Агрессия рф и ХАМАС – части одного геополитического пазла

Руководитель Центра анализа и стратегий (ЦАС) Игорь Чаленко напоминает, что Ближний Восток и ранее был очагом нестабильности. Сегодня же он напоминает пороховую бочку с уже зажженным фитилем.

"Агрессия ХАМАСа против жителей Израиля ввиду жестокости и задачи получить максимально большое количество жертв вынудило официальный Иерусалим действовать эмоционально. Именно такая реакция, по-моему, и была спроектирована террористами для запуска "эффекта домино" и масштабирования войны в полноценную, с большим количеством непосредственно задействованных участников", – отмечает эксперт.

Тем не менее, продолжает Игорь Чаленко, спустя более двух недель обещанная наземная операция израильтян так и не была начата. По его мнению, этому помогли сначала турне госсекретаря Энтони Блинкена, а после – визит в Израиль самого американского лидера Джо Байдена.

"ЦАХАЛ отбросил первые эмоции, которые захлестнули израильское общество и стал более тщательно готовить наземную операцию против террористической организации в Газе, – поясняет эксперт. – Израиль понял, что неизбирательные действия в секторе, приводящие к еще бо́льшим гражданским потерям среди палестинцев, спровоцируют уменьшение числа стран, которые поддержали его как государство-жертву агрессии ХАМАС. Благодаря этой паузе получена возможность для закулисного переговорного процесса и подтягивания военных сил сдерживания, которые должны не допустить расширения конфликта. Именно об этом – задействование двух авианосных групп ВМС США и переброска шести военных кораблей Китая на Ближний Восток".

И хотя в данном вопросе удалось выйти из эмоционального пике, риски эскалации ситуации на Ближнем Востоке остаются, уверен руководитель ЦАС. Он проводит параллель между тем, как 7 октября прокси-силы Ирана атаковали Израиль, и недавними атаками американских баз в Сирии очередными проиранскими силами.

"Явно прослеживается желание ударить по эмоциям. Вызвать гнев (теперь уже американцев) от очередного условного "перл-харбора". Почерк крайне схож. "Писари" этого процесса сидят не только в Тегеране, но и в москве. Это подтверждает всё больше информации о комплексном содействии кремлевского режима боевикам ХАМАС в их подготовке агрессии против Израиля", – подчеркивает Игорь Чаленко.

По его словам, нынешняя ситуация на Ближнем Востоке, несмотря на свои внутренние глубинные причины, также стала следствием кризиса мировой архитектуры безопасности, уже подтвержденного на полях войны россии против Украины.

Риски от продолжения эскалации конфликта на Ближнем Востоке для Украины находятся в ресурсной плоскости, отмечает эксперт. Несмотря на дальнейшую поддержку Киева Штатами, уже фиксируется информация, что необходимые нам артиллерийские боеприпасы 155 мм будут направлены в помощь Израилю.

"Впрочем, не будь нынешнего ближневосточного обострения, мы бы, наверное, не увидели объединенный бюджетный запрос Белого дома в Конгресс США на сумму более 100 млрд долларов, основная часть которых – помощь Украине и Израилю. Верю, что наша страна сможет заручиться дальнейшей военной поддержкой. С другой стороны, Украина делает ставку на расширение военно-технического сотрудничества с арабским миром для получения дополнительных средств защиты от российского врага. Война в Израиле может внести неприятные коррективы в этот процесс, затормозив его", – прогнозирует Игорь Чаленко.

Он также отмечает, война в Израиле – это мощная информационная ширма для масштабных событий, происходящих на фронте в Украине.

"И этим уже пытается воспользоваться российская сторона, бросая все силы в атаку на ряде направлений, включая штурмы Авдеевки, – подчеркивает эксперт. – Наше государство и наш народ должны задействовать все каналы коммуникации, чтобы показать миру – Украина и ее героические воины не просто сопротивляются агрессии на одних участках, но и успешно реализуют освободительные задачи на других. Сегодня и война россии против Украины, и агрессия ХАМАС против Израиля – это элементы одного геополитического пазла. Потому наше государство нуждается в дальнейшей приоритетной поддержке".

Между большой войной и переговорами

Экс-спикер Генштаба ВСУ, военный эксперт, полковник Влад Волошин считает, что из-за обострения израильско-палестинского конфликта на Ближнем Востоке идет наращивание военных мышц различных стран.

"США, которые являются союзниками Израиля, подтягивают туда свою морскую и воздушную группировку. Появились сообщения, что Китай, не скрывающий симпатии к палестинцам, перебрасывает туда свои военные корабли. Ситуация продолжает обостряться. В регионе и вокруг накапливается военная мощь различных стран. И это может привести к глобализации конфликта", – предостерегает эксперт.

Он надеется, что мировое сообщество прекрасно понимает, к чему может привести дальнейшая эскалация.

"Да-да, к той самой Третьей мировой войне, о которой много рассуждают в последние годы, – отмечает Влад Волошин. – Есть надежда, что будут найдены точки соприкосновения. Израиль уже показал, что может отказаться от сухопутной операции в секторе Гази. Но при определенных условиях".

Полковник напоминает: ЦАХАЛ дал понять – антитеррористическая операция в Секторе Газа может длиться около трех месяцев. И нет сомнений, что это будет сопряжено с большими жертвами с двух сторон.

"Поэтому делаются намеки на возможность переговоров при условии освобождения всех заложников. А вот на полную капитуляцию ХАМАСа (по крайней мере, его радикальной военной части) рассчитывать вряд ли приходится", – считает Влад Волошин.

В то же время, продолжает он, ХАМАС еще не определился с условиями переговоров. Но все понимают, что он – не самостоятельная структура, а прокси-организация, существующая при поддержке Ирана и других антиизраильских сил, акцентирует эксперт.

"Скорее всего, поиск компромиссов будет идти через голову хамасовцев. Об этом были недавние вояжи американских и европейских лидеров и в Израиль, и в ряд арабских государств. Вояжи, кстати, продолжаются. Вот и президент Франции Макрон во вторник, 24 октября, посетил Израиль, – отмечает Влад Волошин. – Очень бы хотелось, чтобы мировое сообщество не допустило масштабирования конфликта. Но прекрасно видно, что в данный момент идет игра на повышение ставок. И втянуты сюда многие".

При этом вряд ли страны новоявленной "оси зла" (Иран, рф, Китай и их сателлиты) готовы открыто схлестнуться с западным блоком и его союзниками, считает эксперт. Поэтому ситуация может накаляться, торги будут продолжаться, но до большой войны дело, скорее всего, не дойдет, прогнозирует он.